четверг, 15 марта 2012 г.

Последние статьи на сайте "Мира фантастики и фэнтези" [expanded by feedex.net]: Ретроспектива «МФ», часть третья

Последние статьи на сайте "Мира фантастики и фэнтези" [expanded by feedex.net]
Последние статьи на сайте "Мира фантастики и фэнтези"
Ретроспектива «МФ», часть третья
Mar 14th 2012, 17:00

Ретроспектива «МФ», часть третья
Кратко о статье: Новейшая история «Мира фантастики»: «Восточный квартал» и пятый дизайн, новая оболочка диска и новый главный редактор. А также — шесть самых скандальных обложек в истории «МФ» и три кандидата в идеальные обложки.

«Мир фантастики»: 2009—2011

В последней части нашего рассказа об истории журнала (две предыдущие ищите в сентябрьском и октябрьском номерах) мы поведаем вам о том, как «Мир фантастики» стал таким, каким вы видите его сегодня. Два последних года своего существования он выживал, словно потрёпанный, но гордый маленький парусник в дикую бурю. И выжил. За что спасибо надо говорить вам, нам и вообще всем, с кем и о ком мы сегодня будем рассказывать.

В 2009 году разразился очередной мировой финансовый кризис. Не надо су дорожно проверять обложку, вы всё ещё читаете «Мир фантастики», а не Forbes. Увы, мы вынуждены вспомнить о кризисе — потому, что он в общем и целом предопределил всё, что происходило в эти два года. У меньшение количества страниц с самоуверенных 192-х до печальных 144-х — по лностью его заслуга. Поэтому в 2009-м слово «кризис» встречается в журнале с той же частотой, что и «эльфы». Потом мы запретили себе думать и писать о плохом и начали улыбаться, даже когда хотелось взреветь, размахнуться секирой и вызвать огненный шквал. Стало понятно, что в происходящем не виноват никто. Ну, то чнее, никто из тех, на кого можно было бы воздействовать при помощи заказанной ещё Михаилом Поповым куклы вуду и набора иголок для вышивки гладью. Но как же плохо, когда никто не виноват! Читателям было проще: они ругались на редакцию. Нам было сложнее: на кого прикажете показывать пальцем, когда работаешь на пределе, а на выходе получается «ещё минус 16 страниц»?

В общем, два последних года редакция чувствовала себя, как гонщик на подбитом болиде. Но упрямо жала на газ. Трибуны ревели, комментаторы свирепствовали, издатели загадочно улыбались, а читатели получали сюрпризы один за другим. Потому что нам уже было не страшно. Нам с тало весело, как на американских горках. Мы отвечаем головой за эту страницу истории «МФ». Она всё ещё пишется — и это особенно здорово.

В феврале 2010 года (No78) читатели, открыв журнал и заглянув в главредское, увидели там не Петра Тюленева, а совсем даже Светлану Карачарову. За многие из тех безобразий, которые мы сегодня опишем, отвечать перед лицом истории будет именно она (за розовую обложку и мальчиков с No69 отвечать будет Петр! — Прим. Светланы).

С уходом Петра в редакции произошли и другие кадровые перестановки. Александр Киселев занял пост редактора разделов о фильмах и видеоиграх, Сергей Палий занялся «Машиной времени», пришёл редактор Лин Лобарёв, а Сергей Серебрянский был произведён в редакторы диска. Есть и ещё несколько людей, сделавших для «МФ» немало. Мы нашли некоторых из них и попросили написать пару слов.

Известный писательский дуэт из Харькова. Дмитрий и Олег часто проводят семинары на тему писательского мастерства, и многие их материалы публиковались на страницах «МФ».

Как вы познакомились с журналом?

Перед выходом в свет первого номера «МФ» (осень 2003-го) к нам обратилась редакция журнала с предложением опубликовать рассказ «Принцесса без дракона». Мы согласились. Так мы с журналом узнали и полюбили друг друга.

Ваши любимые рубрики, разделы, статьи?

Безусловно, книжные рецензии. Там мы узнаём о новинках и о книгах, которые могли бы нас заинтересовать.

Марина и Сергей Дяченко

Писатели-фантасты, лауреаты всех возможных фантастических премий. Весь 2011 год писали для «МФ» миниатюры — рассказы, открывающие номер.

Как вы познакомились с журналом?

Мы познакомились с «МФ», про читав в интернете, что есть такой очень популярный журнал. Поначалу мы засомневались, но когда прочитали — обрадовались. Особенно нас порадовали некоторые рецензии на наши книжки.

Что самое важное связывает вас с «МФ»?

Рубрика «Эпиграф», в которой публиковались наши миниатюры. Благодаря ей мы наконец-то реализовали множество идей, о которых давно думали.

Писатель, составитель многочисленных сборников рассказов, большой друг «МФ». Долгое время делился писательским мастерством с читателями журнала и вёл передачу «Точка отсчёта» (цикл видеоинтервью) для диска «МФ».

Расскажи какую-нить забавную историю, связанную с журналом.

Самое забавное связано с передачей «Точка отсчёта». На одной из первых съёмок моим гостем стал главный редактор и создатель «МФ» Николай Пегасов. Поговорили обо всём, и, как мне казалось, вышло не уныло. Зрители, правда, так не считали и писали в прямой чат передачи ехидные комментарии. Дождавшись классического «Ведущий, выпей йаду», я достал заготовленную специально на такой случай бутыль мутного стекла с огромной наклейкой «ЯдЪ» и черепом с костями. Чат затих. Мы с Николаем невозмутимо распили содержимое, после чего трансляция прервалась, обеспечив аншлаг следующему выпуску.

Самый улыбчивый пиарщик в ис тории «МФ». За словом в карман не лезет, имеет в обойме пословицы на все случаи жизни, высоко ценит дружбу. Общался с читателями и партнёрами «МФ» с конца 2006-го по 2009 год.

Твои впечатления от работы в «МФ»?

Работа в «Мире фантастики» была чем-то непередаваемым. Во-первых, в редакции журнала работают только Люди с большой буквы, как в профессиональном, так и в личном плане. Во-вторых, в процессе работы ты сталкиваешься с огромным количеством ситуаций, которые дают значительный жизненный и профессиональный опыт. Оглядываясь назад, я понимаю, что годы в «МФ» были, по жалуй, самыми интересными в жизни.

Автор сталкера книг про Минора и нечитатель стихов про сталкеров, которые ему упорно шлют фанаты. Впервые засветился в «МФ» No18 (февраль 2005). Работал в качестве пиарщика с января 2009 года, в марте 2010-го стал редактором, потом — выпускающим редактором, а в апреле 2011 года ушёл в книжный бизнес.

Как ты стал редактором? Ты же снача- ла был специалистом по PR.

Пиарщик в «МФ» — это тот умный секретарь, который знает больше остальных. Привет, Гриша! Если серьёзно, я, в общем-то, не планировал лезть в редакторский хомут. Но обстоятельства сложились так, что мне пришлось стать сначала редактором раздела, а затем заместителем главного редактора журнала. Первые полгода я буквально зашился работой. Несмотря на журналистское и филологическое образование, было чертовски трудно. А потом втянулся.

Ну и что ты скажешь тем, кто опечатался в названии твоего рассказа «Сирена» на обложке «МФ»?

Горите в аду!

Этот ужасный дизайн

В сентябре 2009 года редизайн, инициированный Петром Тюленевым, наконец был завершён. Сразу после этого вид номеров перестал нам нравиться. Поэтому мы придумали новый дизайн, в котором журнал выходит и поныне. Пока мы ещё не довели его окончательно до ума, но рано или поздно наступит момент, когда редакция снова убедится, что обрабатывать напильником, дорисовывать и дошлифовывать больше нечего. А часть гениальных идей так и не воплотилась. Тогда мы снова всё изменим.

Но давайте вернёмся в ноябрь 2010-го. «МФ» No87 произвол эффект разорвавшейся бомбы, — потому что мы решили: на сей раз будем менять всё и сразу.

Об идеях, к оторые лежали в основе нового дизайна, можно говорить часами, но мы побережём ваше время. К оротко говоря, идей было две. Первая заключалась в том, что дизайн должен стать более свободным и лёгким. Вторая должна была приблизить журнал к современной нам блогосфере — то есть в нём должно было появиться яркое авторское мнение.

Но пространство идей — это одно, а пространство их реальных воплощений — это совсем другое. В погоне за идеалом мы, конечно, не упустили возможности встать на все грабли, которые подвернулись по дороге. Мы добавили в журнал чудесных больших картинок, которые, как в любом приличном глянце, уходят в обрез страницы — и в ужасе убедились, что не всегда можем предвидеть, где у типографии будет этот «обрез». И что фото, на котором мы предполагаем увидеть троих героев по пояс, вполне может превратиться в три торчащие непонятно откуда головы.

Мы высчитали, каким должен быть шрифт, чтобы на странице визуально оставалось свободное место — а меж тем влезало на 125 симво лов больше, чем раньше! И сразу получили шквал гневных писем с требованием вкладывать в журнал лупу, потому что «такие мелкие буквы просто не разобрать, вы с ума сошли там, что ли!».

Мы перенесли колонтитулы с верха на края страницы и изменили их направление. К сожалению, глаза читателей при этом остались на прежнем месте, и поэтому многие до сих пор жалуются, до чего неудобно постоянно вертеть журнал, чтобы прочесть название рубрик. Ещё мы догадались начать печатать на каждой странице месяц выхода журнала. Обычно не тот, что надо. Малозначительная информация, вроде технических данных книг и фильмов, стала печататься совсем мелким шрифтом: всё равно же никто не читает! Оказалось — читают. Поставили на обложку стилизованные картинки наград. Получили двадцать писем с поздравлениями: «Прекрасно выглядишь, «МФ»! Не хуже, чем мой любимый марочный коньяк».

Но кроме чисто визуальных моментов, редизайн принёс нам значительные изменения в самом содержании журнала.

«МФ» стал площадкой для авторов. Самые яркие наши рецензенты перестали прятаться за «мнением редакции» и получили место для высказывания собственных идей. При этом мы подобрали эти площадки так, чтобы каждый занялся любимым делом. Например, интеллектуал Володя Пузий принялся рассказывать о современной «большой литературе», а большой любитель космонавтики Антон Первушин взялся вести просветительскую работу на ниве научпопа. Всего в номере около десятка авторских рубрик, и каждый ведущий время от времени поднимает вопрос: «А нельзя ли мне в этом номере ещё пару страничек? » Ребята! Без обид, всем сразу здесь отвечаем — пока нельзя!

Изменилась и политика рецензирования. Книги, о которых в приличном обществе лучше и не упоминать, начали выкидывать за борт. Чтобы у рецензента больше не было искушения всю рецензию пересказывать сюжет — выделили под него отдельный блок. Когда поняли, что лишаем сами себя изрядной доли удовольствия от рецензирования особенно выдающихся произведений (как литературных, так и не очень), — объявили вакансию и нашли Густава. Сегодня это один из самых незаменимых людей в редакции. Сейчас уже даже вспомнить сложно, как же мы раньше без него обходились?

Непростой шведский парень со сложной судьбой, тяжёлым характером и метким пером. В редакцию попал с попустительства Светланы Карачаровой, которой просто стало его жаль.

Как ты начал работать с «МФ»?

Однажды утром я проснулся и понял, что должен донести своё мнение до людей. ЖЖ и твиттера тогда не было, в газеты меня не брали, в общем, везде был бесперспективняк. Однажды, возвращаясь с ролёвки под Тверью, увидел у пьяных толкинистов «Мир фантастики». Прочитал. Заявил протрезвевшим эльфам, что буду там работать. Они странно покосились. Сразу, впрочем, не удалось. Штурмовал офис. Охранники прогоняли, мотивируя тем, что мопед в здание проносить нельзя. Караулил у входа. Обманным путём узнал телефон главреда. После 24 звонков сдались и даже выделили свою рубрику в обновлённом «МФ».

Симфония фантастики

Первый раз идея о том, что неплохо бы рассказывать в журнале о музыке, прозвучала в почте пятого номера «МФ» (январь 2004). Тогдашний главный редактор Николай Пегасов отринул её, объяснив, что очень сложно выделить критерии, по которым музыку можно считать фантастической. Это правда: вспомните, сколько копий сломано даже относительно музыкальных стилей, а тут такая широкая и невнятная категория, как «фантастика». Поди пойми, что в неё включать, а что пустить боком.

Но время шло. На страницах журнала стали появляться связанные с музыкой публикации. В «МФ» No34 (июнь 2006 года) Дмитрий Злотницкий наконец в открытую поднял вопрос: «Ну и какую ж музыку мы будем считать фантастической?» В статье было высказано смелое предположение, что в нужную нам струю попадают саундтреки фантастических фильмов и игр, концептуальные метал-альбомы, футуристическая электроника и фолк. Да, «Мельница», mind.in.a.box и Blind Guardian — всё в одну кучу.

После публикации провокационной статьи осталось только ждать. Всего через десять номеров, в июне 2006 года (No44), редакция гордо анонсировала новую рубрику — «Диски номера». Мы бы, может, и раньше её открыли, но очень долго думали, куда ж её приткнуть. В книги, фильмы или игры? Вроде глупо. В статейные разделы? Но это же рецензии. В юмор? Не пойму т... В конце концов предложили гениальное решение. Помог тот факт, что в 2007-м довольно активно развивалось направление аудиокниг. Поскольку книги, хоть и начитанные голосом, всё равно оставались книгами, мы благопо лучно приплели рецензии на них в общий книжный раздел. Ну а рядышком, вроде как само собой, разместились и рецензии на настоящие музыкальные диски.

Через некоторое время рынок аудиокниг как-то стих, а нам надоело отвечать на нападки читателей («Зачем вы снова рецензируете одну и ту же книгу! Ну и что, что её теперь голосом наговорили, — вы о ней писали уже!»). Так что про аудиокниги мы рассказывать перестали. А музыка так и осталась в «Книжном ряду», вызывая недоумение новых читателей. Там она прожила до апреля 2008 года. Эту дату (и 68-й «МФ») можно считать днём рождения настоящей, полноценной рубрики о музыке, которую мы, проведя четыре часа в мозговом штурме, креативно прозвали «Музыкальным центром».

Команда раздела была сформирована из постоянных авторов «Дисков номера» — Александра Киселева, Александра Гагинского и Дмитрия Злотницкого. Также первое время на разные брутальные диски писал рецензии Михаил Попов.

К 70-му номеру раздел подрос и обзавёлся собственной страничкой новостей. Проблем с ней было чуть ли не больше, чем со всем остальным журналом. Если уж с определением фантастичности в музыке мы возились почти три года — представьте, сколько мучений доставляло собрать факты из околомузыкальной жизни, которые можно было бы гордо назвать «фантастическими». В конце концов мы навострились, как говорят в рекламе одного кетчупа, «выбирать тщательнее». Освободилось немного авторского и редакторского ресурса, который немедленно был пущен на написание статей в раздел. А потом пришёл КризисTM и оставил от раздела только новости и рецензии. Статьи на музыкально-фантастическую тематику вернулись в лишь в No87 (ноябрь, 2010), когда мы перешли к новому дизайну. Ныне «Музыкальный центр» — самый маленький, но вполне полноценный раздел журнала. Шефство над ним переходит между редакторами и авторами по очереди. В эту очередь всё мечтает вклиниться Густав, но главный редактор против. Пока.

В No78 (февраль 2010) в журнале был зафиксирован абсолютный максимум счастья рецензента. Свежий «Аватар» Кэмерона получил от «Мира фантастики» 11 баллов итоговой оценки. Последующие рекордные сборы фильма подтвердили его исключительный успех, но некоторые читатели по-прежнему силятся разглядеть в картине что-то, кроме спецэффектов. А в No81 барометр упал. Вдребезги. Запредельно бредовый мультфильм «Наша Маша и волшебный орех» получил от редакции «МФ» оценку «ноль» и именную медаль «Ад и погибель». Круг замкнулся. Система оценок «Мира фантастики» обрела эталоны.

Андрей Зильберштейн

Замечен в «МФ» No25 (ноябрь 2005) в статусе читателя, с письмом, что «обложки книг слишком большие и оценки МТА завышают». Сумел перейти от слов к делу. Сейчас обложки маленькие, а оценки он ставит строгие. Но справедливые.

Твои впечатления от работы с «МФ»?

Живу я весьма далеко от столиц, а потому в редакции мне довелось побывать всего один раз — в этом году. Весьма впечатлён. Сама же работа поначалу была тихой и спокойной — я в у довольствие читал книги и так ж е в удовольствие писал на них рецензии. А потом мирная жизнь приказала долго жить: мне предло жили готовить раздел планов издательств. С той минуты понятие «дедлайн» прочно вошло в мой график вместе с бессонными ночами последней недели перед сдачей номера. Планы, естественно, приходят в самый последний момент. Зато весело! И я всегда знаю, когда выходит любимая книга. Раньше всех.

Восток — дело тонкое

Сказать ли да этому модному повальному увлечению, которое толкает молодёжь раз в год посещать Воронеж? Этому странному культурному явлению, которое щеголяет «ушками» и большими глазками, и ещё носит странные костюмы, обзывая их непонятным словом «косплей»? Будет ли нормально со страниц журнала назвать любителей этого жанра словом «отаку» или это всё же ругательство? И с какой стороны рассказывать об этом явлении — освещать ли сериалы, идущие по телевизору или рассказывать о том, что реально смотрят все «настоящие анимешники» (то есть читай — то, что скачано с торрентов и переведено силами всяческих «любителей»)?

Вот неполный список вопросов, который вставал перед нами, когда заходила речь про раздел японской культуры на страницах «МФ». Сторонников и противников этого раздела было примерно поровну, так что долгое время взаимное перетягивание верёвки давало в результате ноль. Статьи про аниме появлялись на общих основаниях в «Видеодроме», там же рецензировались самые интересные произведения этого жанра. Какое-то время статья про аниме-сериал стала в номере обычным явлением. Но, в общем, всё равно это была такая «серединка на половинку», которая никого не устраивала. Фанаты аниме ругались, требуя освещать любимую тему подробнее, противники просили «убрать эту большеглазую гадость». Большинство нормальных людей пожимало плечами и смотрело хорошее аниме наравне с хорошими фильмами. Но нормальных людей, как всегда, никто не слушал.

В конце концов силы (добра или зла — подставьте сами в зависимости от того, к какому лагерю вы относитесь) победили. В марте 2009-го в журнале появился «Восточный квартал». Следовал он сразу за «Видеодромом». Тут на десяти страницах читателей ждали новости, рецензии и статьи по любимому жанру. Реакция на появление раздела была, если можно так выразиться, «троякой». Сплочённее всего повели себя активные ненавистники аниме. Они были довольны, потому что теперь могли спокойно читать «Видеодром» без риска случайно нато лкнуться на очередные большие уши и глаза в полстраницы. Десять полос аниме они просто перелистывали, не глядя. Поклонники аниме не проявили столько единства. Половина из них была счастлива, что у аниме на страницах «МФ» появился собственный уголок. А вторая половина была глубоко несчастна, потому что их любимый жанр «загнали в резервацию, выгнали из раздела о кино, признали фильмами второго сорта, мы не простим вам этого никогда, потому что вы сделали аниме-гет то и потешаетесь над нами». У редакции и в мыслях не было над кем-то потешаться, но нам, как обычно, никто не верил.

«Восточный квартал» целиком лёг на плечи дву х людей, о которых мы у же рассказывали в прошлой части статьи, — Ксении Аташевой и Арсения Крымова. Последний, к слову, работал давным-давно над первыми выпусками «Аниме Гида», так что тему аниме знал не понаслышке (ну и любил, конечно).

В октябре 2010 года (No86) на связь с редакцией вышел таинственный Юрий. Витальевич. Афонин. Кто это был — осознавший себя искусственный интеллект или таинственный дух эпохи МТА? Этого нам не понять. Но нечеловеческая логика фраз пугает до сих пор: « Мой главный жанр фантастика. В основном я пишу людям. Нигде пока что не публик овался. Я очень много пишу. Услышанный, но, пока что не опубликованный. Меня даже в других странах начинают читать».

На почту редакции ещё не раз приходили статьи от загадочных личностей. Нам предлагали эксклюзивный материал по поводу переговоров с Джорджем Лукасом о съёмках седьмого эпизода «Звёздных войн». Подсовывали адаптированный для человеческого понимания материал про христожрецов-оккупантов. Завлекали предложениями купить снимки НЛО. Но мы всё ещё держимся. Иногда из последних сил. Чтобы не рассмеяться.

В 87-му номеру (ноябрь 2010 года) в рамках последнего редизайна журнала раздел был упразднён. Теперь он существует в виде двух авторских колонок бывших гидов: Ксения Аташева в «Видеодроме» рассказывает об аниме, а Арсений Крымов в «Книжном ряду» обозревает вышедшую за месяц мангу. В ноябре, кстати, вышло полтора томика какой-то ерунды, так что колонки манги в этом номере «МФ» нет. Не надо паники, обвинений и шантажа. Она ещё вернётся.

Александр Гагинский

«МФ» начал читать со статей на mirf.ru. Позже узнал, что есть ещё и журнал, где эти с татьи появляются раньше. Зарегистрировался на форуме. Втянулся в общение. Потом понял, что хочет писать сам. Дебют состоялся в мае 2008-го. Летом 2011 года стал администратором форума mirf.ru и редактором «Врат миров», которые тут же принялся улучшать.

Как ты стал редактором в «МФ»?

Редактором я стал вполне закономерно: это моя специальность. Могу красный диплом показать! Раздел «Врата миров» у меня всегда был одним из любимых (наряду с «Машиной времени»). Но у этого раздела есть проблема — обо всём уже написано. Поэтому я стараюсь плавно уводить его от формата «википедии миров» в с торону статей полемических, аналитических, в сторону сравнений и нестандартных взглядов.

Чем моложе редактор, тем он энергичнее, тем более гениальные (и дорогостоящие! — Прим. главреда) идеи приходят ему в голову. Когда редактором диска стал Александр Киселев, мы окончательно потеряли покой и сон. Первым делом Саша раскритиковал дизайн оболочки диска. На стандартное «критикуя — предлагай!» — предложил, и даже реализовал. Когда мы спохватились, было уже поздно. С августа 2009-го новая оболочка зажила своей жизнью. И всё в ней было хорошо, и даже она нам нравилась очень, одно только стало плохо: теперь диск нельзя было просматривать на обычном DVD-плеере. По этому поводу дорогие читатели сказали нам много всего интересного. В целом сводилось это к одной фразе: «Хватит измываться, верните как было!» Аргументы вроде того, что в текущем формате мы на диск выкладываем ролики качеством лучше в десять раз, чем делали это раньше, особого успеха не имели. «Вернуть обратно» мы не могли.

Дискуссий по поводу новой оболочки диска на форуме и в журнале провели столько, что распечатками можно было бы обклеить все вагоны подвижного состава московского метро. Изменённая логика и управление программной оболочкой нравились одним и отталкивали других читателей. Упрощённая структура каталогов вроде бы нравилась всем, но почему-то никто о ней особенно не говорил. Однако перемены в оболочке были далеко не главным новшеством, которое припасла редакция для любимых читателей. Вместе со сменой обёртки мы озаботились и содержимым.

Новая редакция диска, в состав которой влилась видео лаборатория журнала «Лучшие к омпьютерные игры», принялась выкладывать на диск видео-рецензии на игры, музыку зарубежных исполнителей (тех, кто позволял публиковать себя бесплатно: о правах договаривались с метал-лейблом Irond и электронным лейблом Gravitator), кли-пы западных музыкантов (Deathstars, De/Vision, Poets of the Fall, A vril Lavigne) и электронные журналы («25-й кадр», «Ня!» и др.). А как только накопили денег на приличную видеокамеру — на чали делать репортажи. Первым стал сюжет с пресс-конференции, посвящённой выходу в прокат фильма «Звёздный путь» (No70, июнь 2009).

С приходом в к оманду видеолаборатории «ЛКИ» Марии К устовской обрела новое воплощение попу лярная рубрика «Киноляпы и интересные факты». Из череды стоп-кадров с подписями она превратилась в связный и профессионально смонтированный видеорассказ. Вскоре после этого, в No68 (апрель 2009) дебютировала вторая популярная рубрика — «Движущиеся картинки». Рубрика ежемесячно рассказывала истории создания самых интересных фильмов. Тогда же к работе над «Кино ляпами» присоединился будущий редактор «МФ» Лин Лобарёв. При нём это направление достигло своей вершины, где благополучно уснуло на неопределённый срок. До того момента, пока мы не утрясём вопросы, связанные с законодательством об авторском праве, которое запрещает цитирование видеофрагментов большой продолжительности.

Как ты начала работать с «МФ»?

Считалось, что я дизайнер видеороликов. Но, проработав год, я обнаружила себя монтирующей видео, рисующей иллюстрации в журнал и картинки на сувениры. Редакция «МФ» жила в кабинете по соседству, и там всегда было очень уютно. Во-первых, поили чаем, а во-вторых, давали поиграть во всякие штуки. Ну, знаете, настолки, статуэтки из кино, плюшевый медвежонок главреда. Потом видеолаб стал делать ролики для диска «МФ», и мне достались «киноляпы». Не то чтобы мы тяну ли соломинки, просто мне показалось интересным делать эту рубрику, и я пообещала, что сделаю её хорошо. Ещё через год или около того я поймала себя на том, что не мог у смотреть кино — везде вижу ляпы. Настала пора выбирать — «кино ляпы» или мозг. Умный бы просто отказался от рубрики, но я решила вместо этого делать ещё одну — «Движущиеся картинки».

Теперь я время от времени рисую в «МФ» иллюстрации, и это работа мечты, правда.

В 2009-2010 гг. на диске «МФ» постоянно появлялось что-то новенькое. В No74 (октябрь 2009) с подачи Олега Гаврилина была запущена «Дискотека», рассказывающая о новинках видеопроката. Пилотный выпуск передачи с двумя парнями-ведущими был признан «хорошим, но скучным». Чтобы внести разнообразия, со второго выпуска в передаче начали использовать видеоэффекты, холодное оружие и горячих девушек. Первым ведущим так и остался Олег Гаврилин, а вторым стала Анастасия Муравьёва. Кастинг на роль ведущей мы провели очень просто: заглянули в собственный рекламный отдел. Настя оказалась единственным менеджером, достойным вести программу вместе с Олегом Гаврилиным. С появлением Насти читатели, наконец, заметили и оценили новую рубрику, эксперимент был признан удачным, Олег написал сценарий третьей части... но тут пришёл злобный КризисTM и, как всегда, всё испортил.

Воспоминания о съёмках программы остались очень позитивные. Помню, как Олег Гаврилин постоянно придумывал, что надо сделать, чтобы разбавить текст экшеном, — заставлял тыкать в него палкой, отнимать автомат и изображать девочку из фильма «Звонок». Съёмочная группа всё это безобразие снимала и остроумно комментировала с серьёзными лицами, вызывая приступы смеха.

С начала 2010 года редактором диска был назначен Сергей Серебрянский. Мы категорически запретили Сергею совершать революции, так что он повздыхал и занялся рутиной. В этом деле ему, кстати, не было равных (и до сих пор нет). Именно благодаря Сергею мы наконец начали выкладывать на диск не единичные композиции, а полноценные альбомы — раньше ни у кого терпения не хватало так долго переписываться с издателями и авторами. Благодаря Сергею (с посильной помощью Александра Киселева) на наших дисках появились работы независимых композиторов, релизы сетевого сообщества Tunguska E.M.S. (tunguskagrooves.com) и нетлейбла Synthematik (synthematik.net). Рекорд по времени звучания был установлен на диске «МФ» No95: более пяти часов великолепной электроники!

До прихода Сергея диск «МФ» был похож на старый уютный сарайчик, куда редакция сваливала всё, что не могла впихнуть в журнал. Новый хозяин решил навести чистоту и порядок. Наконец поменялись описания разделов — многие до сих пор рассказывали читателю, какой замечательный CD (а не DVD) он держит в руках. Был перетряхнут список программ и заменены антивирусы. В феврале 2011-го дошли руки и до читательского контента. Рассказы, читать которые раньше не боялся только самый смелый, начали верстать как электронный журнал, с собственной обложкой и даже картинками. Тут же выяснилось, что рассказы на диске весьма даже неплохи, и читать их стали не только гордые авторы. В таком виде нам стало не стыдно выкладывать эти рассказы на сайт. Что мы и сделали.

В апреле 2011-го мы придумали для диска новую рубрику — «День игры». Это обзор настольной игры в «живом виде»: редакторы садятся и играют на камеру, запись монтируется и выкладывается на диск. Успели сделать ровно один выпуск. После этого видео лаборатория журнала «Лучшие к омпьютерные игры» вместе с самим журналом (и видеокамерами) благополучно отбыла на ПМЖ в Одессу, и снимать редакционные посиделки за настолками стало некому. Мы всё грозимся приехать к ним и продолжить, но никак не утрясём графики: если мы сдали номер, то они как раз заняты сдачей, а когда они освобождаются — у нас уже снова аврал.

Известный московский писатель и сценарист. В «МФ» впервые появился в No38 (октябрь 2006) как автор рецензий и ведущий рубрики «Кунсткамера». В No62 был назначен редактором (октябрь 2008), проработал в этой должности почти два года.

Твои впечатления от работы в «МФ»?

Всё, что связано с «Миром фантастики», вспоминается исключительно в тёплых тонах. Я не могу назвать сотрудничество с «МФ» работой. Это больше чем работа. Журнал «Мир фантастики» — мой старый добрый друг. Он им был, остаётся и, надеюсь, останется в будущем.

Вообще за дверью, на которой значится «Мир фантастики», не может быть неинтересно. Я и теперь время от времени захожу в редакцию. Подхожу к двери — а за ней то Новый год, то настольные игры под пристальным наблюдением видеокамеры, то просто смех и запах палёных ёлок. Иногда думаешь: «Опять веселятся. Когда ж они работают? Когда успевают журнал выпускать?» А секрет прост: они всегда работают. Только делают это задорно и весело.

Сергей Серебрянский

Читал «МФ» с первого номера, увлекался журналистикой, учился на юриста — как Михаил Попов и Олег Гаврилин. Обожал музыку, поэтому, когда в «МФ» открылся музыкальный раздел, попробовал написать рецензию. Первая была ужасной. Вторая, попавшая в тот же номер, — чуть лучше. С января 2010 года — редактор диска, с октября 2011-го — заместитель главного редактора.

Твои впечатления от работы в «МФ»?

Потрясающе! Попав в редакцию, я сначала смотрел на людей вокруг, как на небожителей, — это же были мои кумиры на протяжении долгих лет. Но потом разглядел за ними простых людей — и всё стало на места. Настолько классно работать с этими интересными, увлечёнными людьми, которые тут же стали друзьями. Потом затянула и сама работа. И понеслось.

Единственный человек в редакции, чьи знания о фантастике равны знаниям Бориса Невского. Постоянно совершенствуется, чтобы догнать и перегнать. Каждый раз, посещая редакцию, два часа бродит с главным редактором «МФ» по коридорам офиса. Там они разрабатывают идеи новых рубрик. В кабинете, видите ли, им хуже работается.

Расскажи, как ты пришёл в «МФ»?

Не могу вспомнить, когда впервые столкнулся с «МФ». То есть, конечно, я помню время, когда его ещё не было, но потом как-то вдруг оказалось, что журнал уже давно существует. Похоже, работать здесь я начал так же естественно: просто в какой-то момент выяснилось, что я уже довольно давно езжу в офис, подбираю врезки «Что почитать/Что посмотреть», до хрипоты спорю с выпускающим редактором о подводных камнях современной издательской политики и пишу под разными псевдонимами с татьи сразу в несколько разделов. А Света Карачарова с удивительной благосклонностью встречает все идеи и нововведения, так тично умалчивая о том, что инициатива чревата выполнением. Так что некогда мне тут с вами, у меня ещё пять с татей в юбилейный номер не дописаны!

Скандальные обложки

Даже если внутри журнала мы поместим интервью с Толкиным, взятое посредством спиритического сеанса и чревовещания, — всё равно обложку на форуме будут обсуждать с большим интересом. Дизайнер обложки плохо спит в ту ночь, когда она появляется на сайте mirf.ru. Он знает, что сейчас его поминают добрым словом, желают ему счастья, сомневаются в его родословной и откровенно смеются над ним несколько тысяч человек. С этим приходится мириться. Что поделать! Мужчины хотят видеть на обложке голую эльфийку с большими... ушами, мальчики мечтают о той же эльфийке, но в бронелифчике, эстетам нужна инопланетная тварь. Но тоже в бронелифчике и с большими ушами. На всех не угодишь. Обычно мы относимся к обложкам как к чему-то красивому, но недолговечному. Однако за сто номеров в истории «МФ» накопилось шесть обложек, которые запомнились редакции надолго. Вспомним же их. И вздрогнем.

Скандальная обложка No1 («МФ» No63, ноябрь 2008)

«Продались!!!» — письма такого содержания посыпались на почтовый ящик редакции. — « на обложке! Стыд и позор! Логотип! Смотрите на канале! Нельзя так!»

Это был первый раз, когда мы услышали ставшую впоследствии редакционным мемом фразу: «Стыдно нести журнал по улице без пакета!» Редакция спала и видела, как приятно оттопыривают карманы толстые пачки долларов. Просыпалась — и нах одила в карманах дыры.



Скандальная обложка No2 («МФ» No65, январь 2009)

Прошло всего два месяца, и вопрос с дырами в карманах встал в полный рост. А впереди был новый год и десять дней алкоголизма, поэтому редакция стала в спешном порядке искать, как бы действительно продаться, раз уж всё равно обвиняют. И тут пришла гениальная идея — на первую обложку первого номера года поместить первого злодея первого фильма года. «Ну какой же я умничка, массаракш!» — радовался главный редактор, предвкушая, как Бондарчук пришлёт ему мешок денег. Обложка и правда вышла неплохой: сам Бондарчук на ярко-бордовом фоне смотрелся, можно сказать, почти прилично. И тут в наш коварный план вмешался его величество Случай. В типографии что-то там решили — то ли усовершенствовать, то ли сэкономить — и напечатали нашего Бондарчука не на брутальном бордовом фоне, а на нежно-розовом. После этой обложки мы поняли, что бояться сделать что-то ещё более ужасное нет смысла: всё уже сделано. У Бондарчука есть розовый танк. У нас — розовая обложка.

Скандальная обложка No3 («МФ» No66, февраль 2009)

Последствия длительных и тяжёлых новогодних праздников и шок от розовой обложки сказались уже в следующем номере. Таинственная релятивистская хроноструя (термин изобрёл кто-то из авторов, и нам он очень понравился) привела к тому, что огромными цифрами на обложке февральского номера редакция обещала подвести итоги едва наступившего 2009-го. Конечно, скандал был меньшим, чем с розовым Бондарчуком: читатели и редакция по-братски посмеялись над опечаткой вселенских масштабов, а «Итоги 2009» стали очередным редакционным мемом.



Скандальная обложка No4 («МФ» No69, май 2009)

Какая же подборка компромата — и без обвинения в гей-провокации? Мы слегка отошли от преждевременных «Итогов» и почти забыли про нежного Бондарчука; на дворе светило яркое майское солнышко, вызревали сладкие персики, а на обложке «МФ» появились сладкие мальчики. Воинствующие гомофобы тут же обвинили журнал в подрыве традиционных семейных ценностей. Кому-то стало противно брать журнал в руки. Кто-то снова повторил, что ему стыдно ехать с журналом в метро без пакета. Попытки редакции объяснить, что на обложке изображены вполне традиционно ориентированные герои новой экранизации «Звёздного пути», звучали неубедительно. Некоторые особенно дотошные читатели усмотрели особый цинизм редакции в том, что парочка мальчиков появилась в журнале со сквозным номером 69. Редакция полным составом билась в истерике, но менять что-либо было уже поздно.

Скандальная обложка No5 («МФ» No77, январь 2010)

К этой обложке было две претензии. Первая, разумеется, — продались. Кому? «Горьковскому автомобильному заводу», конечно. Тому, который производит отечественные «Бентли» под названием «Волга». Вторая претензия была более существенна. Куда дели стиль? ! Почему журнал выглядит как «Финансовый вестник»?! Редакция гордо отвечала, что «МФ» повзрослел. Теперь про эльфов — только с полной серьёзностью! Темы статей — от забастовки гильдии насильников и убийц до истории успеха Мойста фон Липвига. Читатели не оценили и засыпали редакцию письмами: «Верните волшебство!» Пришлось вернуть. Но начиная с этого номера «МФ» обложки всё равно стали выглядеть чуть более «по-взрослому».

Скандальная обложка No6 («МФ» No85, сентябрь 2010)

По сравнению с предыдущими скандалами скандальчик про шестую обложку выглядит просто несерьёзной детской потасовкой на тему «чьё ведёрко». Ну, подумаешь, оставил художник у девушки шесть пальцев. Вообще надо Вадима Панова спросить — а вдруг у него в «Анклавах» у всех людей по шесть пальцев, а он об этом то лько художнику и рассказал?






Белый лист и фломастеры

Идеальный вариант обложки. Устраивает и читателей, и редакцию. Помещён в Парижскую палату мер и весов. К сожалению, недостижим — как и любой идеал.

По мере сил редакция приближается к нему из номера в номер и когда-нибудь достигнет совершенства.






Ещё один вариант идеальной обложки. Главное изобразительное средство здесь — воображение. Ещё один неоспоримый плюс — в воображении идеальную обложку можно менять хоть каждый день. И главное: что бы ни возникло в вашем воображении, можно не прикрывать это стыдливо пакетиком, неся журнал домой.






Наиболее популярный вариант, согласно опросам на сайте mirf.ru и данным ВЦИОМ'а. Иногда редакция пытается ему следовать, но, как правило, с успехом, который сложно квалифицировать иначе как «сомнительный». Последняя попытка — журнал, который вы читаете.








Здесь урежем, тут прибавим

Поздняя история «МФ» — постоянная борьба за страницы. В условиях растущего дефицита полос и профицита творческой энергии авторов становилось всё труднее втиснуть все желаемые материалы на доступную журнальную площадь. Однако редакция старалась. Масштаб наших стараний можете оценить по количеству вновь открытых или сильно переработанных рубрик.

Летопись (No65, январь 2009)

Однажды нам стало боязно, что скоро будет не о чем писать, и мы начали экономить: вместе кучи событий месяца вспоминали только три. Заодно разделили летопись на две логических по ловинки: фантастические события теперь проживают во «Вратах миров», а дела реальные — в «Машине времени».

Цикл «История фантастики» (No66, февраль 2009)

Масштабное исследование наиболее заметных событий в истории фантастики. Учитывая объём материала, статья была разбита на несколько частей по десятилетиям. До сих пор не рассказали о первых десятилетиях XX века. Но обязательно исправимся.

В No71 со страниц «Зоны развлечений» исчезли рассказы, павшие жертвой очередного сокращения полос. Полтора года читатели просили вернуть их в «МФ», в No89 (январь 2011) был опубликован первый после долгого перерыва рассказ. В том же номере начата публикация «Эпиграфов».

Новая непостоянная рубрика, в которой мы рассказали об озвучке фильмов, истории студии Pixar и технологии 3D-кино.

Павел Гремлёв провёл нас почти по всем планетам Солнечной системы. Для этого ему понадобилось только собрать всё, что написали о них фантасты.

Экранизации Булгакова и Фармера, Гаррисона и Булычёва, Желязны и Кларка. Что-то уже написано, что-то — в планах. Эту рубрику мы будем любить и продолжать столько же, сколько будет существовать журнал. Жаль, не всегда на неё находится место.

«Слон против кита»

Что будет, если Конан скрестит меч с Волкодавом? А если Тирион начнёт плести интриги против Майлза? Выясняем и объясняем.

«Реальность фантастики»

Вечно эти фантасты понавыдумывают всякого, что нормальным людям и не понять, где тут правда, а где — вымысел, не имеющий ничего общего с физикой, биологией, химией и прочими науками нашего мира. Разбираемся и снова объясняем.

К No82 (июнь 2010) мы поняли, что не выдержим очередного интервью с художником. Насколько они хорошо рисуют, настолько однообразно пишут. После более чем пяти лет однотипных интервью рубрика «Художники» вышла в новом формате: теперь большую часть статьи занимали большие и красочные картины, а художники их лишь комментировали.

В No87 редакция «МФ» обратила взор к небесам. И нашла там прорву красивых картинок, которые можно напечатать в большом разрешении, не торгуясь с правообладателем, потому что авторские права истекли уже 5 миллиардов лет назад. Первый выпуск рубрики «Взгляд в космос» был посвящён самым красивым снимкам орбитального телескопа «Хаббл». Энтропия Вселенной с тех пор повышалась, так что, возможно, нас ждёт продолжение цикла.

Почему бы не рассказать об историях в картинках, по льзуясь их же изобразительными средствами? В No86 (октябрь 2010) мы начали рассказывать о комиксе в формате комикса. С тех пор вышло ещё два выпуска. Следующий уже в работе.

Мы всё так же не посвящаем целый выпуск одной теме. Но стали выделять одну-две лучшие статьи номера и выносить их в самое начало.

***

Восемь лет про летели незаметно. И вместе с тем произошло с только событий, что мы еле впихнули краткий отчёт о них в три огромные статьи. И это лишь самые важные и интересные моменты. Мы благодарим всех людей, упомянутых и не упомянутых, которые работали над «МФ» на протяжении этих восьми фантастических лет. Мы благодарим вас — наших читателей: ваша любовь, внимание, ваше неравнодушие помогали нам все эти годы. Спасибо вам! Поставив точку, редакция отправляется творить историю «Мира фантастики» дальше. Номеров через пятьдесят мы расскажем вам продолжение этой истории.

Ретроспектива «МФ», часть третья

You are receiving this email because you subscribed to this feed at blogtrottr.com.

If you no longer wish to receive these emails, you can unsubscribe from this feed, or manage all your subscriptions

Комментариев нет:

Отправить комментарий