среда, 28 марта 2012 г.

Последние статьи на сайте "Мира фантастики и фэнтези" [expanded by feedex.net]: Эволюция: Парашют

Последние статьи на сайте "Мира фантастики и фэнтези" [expanded by feedex.net]
Последние статьи на сайте "Мира фантастики и фэнтези"
Эволюция: Парашют
Mar 27th 2012, 09:46

Машина времени: Эволюция: Парашют
Кратко о статье: История развития парашюта — от теоретических выкладок Роджера Бэкона до современных причуд скайсёрферов.

Высоты боятся многие. При мысли о высоте нам представляется свистящий в ушах воздух, стремительно приближающаяся земля, и — верная смерть. Но стоп! Так было лишь до изобретения парашюта. Сегодня же пощекотать нервы затяжным падением может любой желающий. Без риска для жизни. Ну, почти без риска.

Догадка о том, что можно упасть с большой высоты и не разбиться насмерть, существовала ещё в древности. Об устройствах для парения и снижения рассказывают старинные китайские рукописи. Мореплаватели-европейцы, ходившие в Азию, видели там акробатов, медленно спускавшихся с высоты на больших зонтах. Устройство, напоминающее современные парашюты, в XIII веке описал естествоиспытатель Роджер Бэкон, а двумя столетиями позже Леонардо да Винчи сделал чертёж «шатра, чтобы бросаться с любой высоты».

***

Известны притчи о «летающем епископе», который в XVI веке прыгал с колокольни при большом стечении народа и спасался с помощью изобретённого им замедлителя падения. А в 1777 году сорбонский профессор де Фонтаж испытал «летающий плащ» на приговорённом к смертной казни преступнике, которому обещали жизнь и свободу, если он спасётся. Как ни странно, приговорённый приземлился в целости и сохранности. Впрочем, поскольку подобные конструкции изготавливались «на глазок», без предварительных расчётов и представлений о свойствах воздушной среды, то куда чаще испытания заканчивались печально.

***

До наступления эры монгольфьеров все эти изобретения были не более чем смелой игрой ума. Когда же человек всерьёз взялся за покорение небесной стихии — тут появилась и реальная необходимость спасать его от болезненных падений. Парашюты стали появляться один за другим. Название «парашют» (франц. «против падения») дал своему изобретению Луи Себастьян Ленорман в 1783 году; двумя годами позже другой изобретатель, Жан-Пьер Бланшар, стал первым успешно спасшимся при взрыве аэростата. А уже в 1793 году Андре-Жак Гарнерен гастролировал по Европе, и даже заезжал в далёкую Россию, демонстрируя публике парашютные прыжки.

***

Парашют постепенно претерпевал изменения, от «зонтика» или «палатки» эволюционируя к знакомому нам «куполу в ранце». Бланшар отказался от жёсткого каркаса, заменив его складывающимися спицами, а Гарнерен впоследствии и вовсе сделал парашют полностью матерчатым. На протяжении века со времени изобретения Ленормана парашют был частью конструкции аэростата, соединяющей гондолу с оболочкой, только с 1880-х его стали свободно подвешивать сбоку.

***

Серьёзными недостатками первых парашютов было нестабильное поведение в воздухе, раскачивание и вращение. Проблему пытались одолеть, ставя распорки, делая разрезы, пристраивая снаружи «паруса», а англичанин Роберт Кокинг попробовал сделать парашют в форме конуса вершиной вниз (и разбился в первом же прыжке). Наконец, астроном Жером де Лаланд предложил делать отверстие в вершине купола — выходящий из него вертикальной струёй воздух стал стабилизирующей осью (такое отверстие, называемое «полюсным», на круглых куполах есть до сих пор).

***

А потом появились самолёты. На медленный аэростат можно привесить любую тряпку, а в самолёте парашют надо складывать и прятать, да ещё чтобы он оставался работоспособным. Предлагали убирать парашют в хвост самолёта, в сиденье и даже укладывать его вокруг лётчика. Наиболее удачной оказалась конструкция, изготовленная русским актёром и изобретателем Глебом Котельниковым: его парашют убирался в спинной ранец. Котельников изготовил три модели РК («ранцевый Котельникова»). Ряд элементов парашюта РК-3 без особых изменений используется до сих пор: мягкий конвертообразный ранец, вытяжное устройство в форме маленького парашютика и подвесная система с плечевыми и ножными обхватами.

***

Уже в годы Первой мировой войны зарубежные самолёты стали обязательно комплектовать парашютами. В России же армейское командование смотрело на парашюты с подозрением: бытовало мнение, что лётчики, дай им только возможность, станут сигать вниз при первой опасности, разбивая дорогостоящую технику. Однако после того, как Михаил Громов в 1927 году продемонстрировал успешное спасение из заштопорившего самолёта, отношение к парашютам переменилось. В 1930 году был построен первый советский парашютный завод (город Иваново).

***

Позже парашют из «последней надежды» для пилотов превратился в средство для забрасывания диверсантов и даже штурмовых отрядов на территорию противника. Появился новый род войск: воздушно-десантные силы.

***

Массовое использование парашютов для тренировочных, десантных, а позже и спортивных прыжков требовало большей безопасности. На парашютистов стали надевать сразу два парашюта, основной и запасной; кроме того, были изобретены страхующие приборы (AAD), способные открыть парашют на необходимой высоте при любых погодных условиях, даже если лётчик потеряет сознание.



***

Какой только формы не делались парашюты: квадратные, треугольные, крестообразные, с разрезами и отверстиями различной величины…

Почти всю свою историю парашют был «зонтиком», и только в последние десятилетия превратился в «крыло». Однако был и третий путь: подражание белкам-летягам. Принцип плаща-парашюта таков: между руками и ногами падающего человека создаётся искусственная перепонка, позволяющая ему парить. И хотя площадь её недостаточна, чтобы замедлить скорость падения до безопасной, тем не менее перепончатые костюмы, называемые «вингсьютами», сейчас широко используются любителями полетать в горизонтальной плоскости. Разумеется, одновременно с обычными парашютами — считается, что приземлиться на вингсьюте нельзя.

Советский парашют УТ-15, до начала 80-х считавшийся лучшим спортивным парашютом в мире, имел форму хоккейного шлема, да ещё со втянутой вершиной и состоящего главным образом из отверстий.

***

В 70-е годы появились парашюты принципиально нового класса: планирующие оболочки, так называемые «крылья». Принцип действия «крыла» отличается от принципа зонтика: за счёт разности площадей верхней и нижней оболочек поток обтекает парашют с разной скоростью сверху и снизу, из-за чего возникает подъёмная сила; пока парашют движется вперёд — он сам себя держит на весу (так же работает и крыло самолёта).

***

Это изобретение открыло небывалые возможности для развития парашютного спорта. Если до «крыльев» парашютный спорт сводился в основном к классическим прыжкам, то теперь расцвело множество различных направлений: и купольная акробатика (построение фигур на раскрытых парашютах), и скайсёрф (прыжки с доской), и свуп (пилотирование скоростных куполов), и фристайл с фрифлаем, и множество других разновидностей. Некоторые виды парашютного спорта, особенно те, где соревновательный элемент базируется на работе под куполом, требуют отдельных специфических моделей парашютов.

You are receiving this email because you subscribed to this feed at blogtrottr.com.

If you no longer wish to receive these emails, you can unsubscribe from this feed, or manage all your subscriptions

Комментариев нет:

Отправить комментарий