воскресенье, 11 марта 2012 г.

Последние статьи на сайте "Мира фантастики и фэнтези" [expanded by feedex.net]: Эволюция: Парики

Последние статьи на сайте "Мира фантастики и фэнтези" [expanded by feedex.net]
Последние статьи на сайте "Мира фантастики и фэнтези"
Эволюция: Парики
Feb 24th 2012, 00:14

Машина времени: Эволюция: Парики
Кратко о статье: История париков — от церемониальных египетских до современных декоративных.

Сегодня парики используются не слишком широко: главным образом их носят люди, стесняющиеся редеющих волос, да ещё те, кому по профессиональным причинам приходится перевоплощаться. Всплеск моды на искусственные причёски, случившийся в 80-е годы, быстро затих. А ведь когда-то была целая эпоха, в которую парик считался таким же обязательным элементом одежды, как камзол или панталоны...

Парик — изобретение очень древнее и сугубо западное (если считать за условный «запад» ближневосточные цивилизации — Шумер, Ассирию и Вавилон). В культурах Индии, Китая, Японии парик встречается редко и то, вероятно, как относительно позднее заимствование. Самые старые из сохранившихся до наших дней париков были найдены при раскопках египетских пирамид. В жарком климате Египта из соображений гигиены и комфорта бытовало обыкновение брить голову наголо, а сверху надевать искусственную шевелюру из шерсти, перьев и растительных волокон. Такие плотные, многослойные, часто промазанные жиром, смолой или воском головные уборы, лишь отдалённо похожие на человеческие волосы, хорошо защищали от тепловых ударов.

***

Обычай вернулся только к XVI веку. Сначала парики стали надевать, не внемля увещеваниям отцов церкви, отдельные лысеющие гордецы, потом искусственные волосы стали появляться на головах монархов. Известной любительницей париков была английская королева Елизавета, не чурался их и Людовик XIII, но только начиная с его сына, Людовика XIV, парики по-настоящему вошли в моду. Король-Солнце, любитель балов, праздников и показной роскоши, носил парик не стесняясь, напоказ — и вслед за ним манеру подхватил его двор, а потом новая мода стихийно распространилась по Европе.

***

Первые парики эпохи Людовика XIV изображали, будто у владельца красивые и длинные собственные волосы (причём самые длинные позволялось носить только королю), однако вскоре от натуральности не осталось и следа: в обиход вошли пышные парики-«аллонжи», доходящие до пояса и похожие на львиную гриву. Они были тяжелы и неудобны — объёмный парик не позволял надеть на голову треуголку, непременный атрибут мужской дворянской одежды, отчего возникло обыкновение носить головной убор под мышкой и использовать не по прямому назначению, а только для совершения манипуляций во время приветственных и прощальных поклонов. Парики XVII века были естественных цветов и делались из человеческого (самые дорогие) и конского волоса, а бедный люд носил парики из крашеной козьей или овечьей шерсти и даже из пакли.

***

В XVIII парик постепенно уменьшается в размере, на смену громоздким длинным «аллонжам» приходят укороченные до плеч «бинеты», а затем ещё более короткие парики фасона «голубиное крыло». К середине века мужской парик принимает наиболее простой и узнаваемый вид — пара буклей по бокам и косичка сзади. Новые парики были значительно легче и удобнее прежних, но у них была своя беда: в XVIII веке в моду вошла пудра, белая, голубая и розовая. Ею полагалось щедро пересыпать парики, отчего они становились пыльными и весьма маркими.

Изготовление парика из натуральных волос издавна было занятием кропотливым, требующим усидчивости, внимания, отменного зрения и ловкости пальцев. Волосы покупались у бедняков, которым больше было нечего продать, состригались с казнённых преступников. Не всякие волосы годились, поэтому сначала их сортировали поштучно, выбрасывая больные и посёкшиеся. Затем промывали, разбирали по длине — и начиналось собственно действо, суть которого большинством мастеров-парикмахеров («постижёров», как называется эта профессия в наши дни) хранилась в тайне и передавалась от отца к сыну. Общий принцип работы был таков: волосы небольшими пучками продёргивали с помощью специального крючка сквозь тканую основу и завязывали изнутри — прядь за прядью. После завершения работы мастер завивал волосы, укладывал и пересыпал пудрой.

***

Если простолюдину позволялось носить в качестве парика всё, что угодно, то для солдата парик был частью армейской формы, которая в ту эпоху копировала светскую моду. А в армии с париками было плохо: самое лучшее, что носили солдаты на головах, — букли из шерсти и пеньки. Бывало и такое, что приходилось отращивать волосы, убирать их в хвост, маслить и пудрить мукой, придавая собственной шевелюре видимость парика.

***

То, что носили в XVIII веке женщины, нельзя назвать «париками» в полном смысле этого слова. Это были высокие сложные причёски-куафюры, они делались из собственных волос дамы, надставлялись шерстью и растительными волокнами, промазывались помадой, распирались и укреплялись подушками и каркасами. Светские причёски-парики были тематическими, украшались цветами, фруктами, фигурками кораблей и зданий, чучелами экзотических птиц. Такие наголовные конструкции, достигавшие иногда более чем метровой высоты, были невероятно тяжёлыми, а при длительном ношении и негигиеничными — со временем в них заводились насекомые.

***

В 1795 году премьер-министр Великобритании Уильям Питт-младший, глядя на распространение пудреных париков и сложных женских причёсок, решил пополнить казну за счёт модников. Был введён налог на пудру для волос. «Всякий, — говорилось в акте о налоге, — кто желает носить парик, должен заплатить одну гинею за годовой сертификат». И мода на парики в Туманном Альбионе внезапно закончилась.





***

Во Франции крест на париках поставила Революция. В париках и вычурных причёсках революционеры видели символ свергнутой монархии, их запретили под страхом смерти. Наполеоновская армия (за исключением нескольких подразделений Старой Гвардии) уже не носила париков.








***

Парики как часть традиционной одежды сохранились до настоящего времени только в судах (главным образом в странах Британского Содружества) у судей и адвокатов, у лордов верхней палаты английского парламента да у епископов англиканской церкви.

***

На протяжении XX века парики использовались только в прикладных целях: как театральный, цирковой и кино-реквизит, либо чтобы спрятать обритую или лысеющую голову. Мода на ношение париков вернулась кратковременно только в конце XX века. К тому времени были изобретены искусственные волокна, похожие на натуральные волосы (например, канекалон), а основу, некогда тканую, стали делать из материалов, похожих фактурой на человеческую кожу.

You are receiving this email because you subscribed to this feed at blogtrottr.com.

If you no longer wish to receive these emails, you can unsubscribe from this feed, or manage all your subscriptions

Комментариев нет:

Отправить комментарий