пятница, 25 мая 2012 г.

Последние статьи на сайте "Мира фантастики и фэнтези" [expanded by feedex.net]: Эволюция: Камуфляж

Последние статьи на сайте "Мира фантастики и фэнтези" [expanded by feedex.net]
Последние статьи на сайте "Мира фантастики и фэнтези"
Эволюция: Камуфляж
May 22nd 2012, 20:51

Машина времени: Эволюция: Камуфляж
Кратко о статье: История развития камуфляжа — от маскировки времён англо-бурской войны до современных цифровых технологий.

Умение раствориться в окружающем ландшафте человек позаимствовал у дикой природы. Ещё первобытные охотники, отправляясь в лес, знали: хочешь вернуться с добычей — умей стать незаметным. Однако в военное дело маскировка пришла относительно недавно; ещё каких-то полтора века назад солдаты выделялись яркими мундирами — и в толпе, и на поле боя.


До изобретения скорострельного оружия особой нужды прятаться не было, война велась по другим правилам. Строй шёл на строй, и в сутолоке массовых сражений разнообразие цветов и форм обмундирования позволяло солдатам отличать своих от чужих, а стоящим в отдалении генералам — отслеживать перемещение боевых единиц и прочие нюансы тактической обстановки.






***

Обмундирование невзрачных оттенков в эпоху войн второго-третьего поколения встречалось как исключение — у каких-нибудь казаков-пластунов, егерей и трапперов, в отрядах, сформированных из туземного населения. Например, в Индии середины XIX века английские колониальные войсковые подразделения, набранные «на месте», одевались в мундиры грязно-бежевого цвета — по-индийски и по-персидски его так и называли — «хаки», то есть «грязный», «пыльный».





***

Спустя несколько десятилетий и сами британцы вынуждены были переодеться в невзрачные цвета — случилось это во время англо-бурской войны (1899–1902). На выжженном солнцем плоскогорье Трансвааля солдаты английских регулярных войск в своих красных мундирах оказывались прекрасными мишенями — при этом поселенцыбуры, научившиеся у африканских племён искусству маскировки, умели быть практически незаметными. И тогда было принято беспрецедентное решение: переодеть все английские подразделения в Южной Африке в мундиры «драб» — цвета африканского бушвельда. Или «цвета конского навоза», как презрительно называли его некоторые гордецы из числа офицеров — ещё бы, ведь мундир так хорошо помогал прятаться в кустах! Впрочем, результаты этого преобразования не замедлили проявиться, и смертность среди английских солдат значительно снизилась.

***

Расцветки эпохи Первой мировой войны были однотонными, причём заметно различающимися в вооружённых силах разных стран — соблюдался принцип различия «свой-чужой». Так, немцы носили «фельдграу», англичане — «драб», русские, французы и японцы тоже надевали мундиры своего камуфляжного оттенка.







***

Научная мимикрия берёт начало в работах американского художника Эббота Хэндерсона Тейера. К концу жизни он увлёкся наблюдениями за природой и в 1909 году опубликовал книгу, где наглядно проиллюстрировал принципы, позволяющие животным успешно маскироваться (фотография — как раз из его книги). Это не только покровительственная окраска, но и, например, яркие полосы, разбивающие фигуру на части, пятна разных оттенков и размеров, имитирующие светотеневой рисунок, тёмный оттенок участков, чаще обращённых к солнцу, и светлый у тех, что обычно находятся в тени.

***

В период между мировыми войнами во всех развитых государствах велись разработки «идеального» камуфляжа. И в Советском Союзе была создана Высшая школа военной маскировки, где к 1927 году разработали три первых прототипа, а в 1930-е было налажено изготовление ткани маскировочной расцветки, прозванной впоследствии «Амёбой» за форму пятен. Из неё шились маскхалаты, использовавшиеся, к сожалению, только снайперами и в спецподразделениях. В нацистской Германии с производством и использованием камуфляжа дело обстояло лучше: до войны и в ходе неё были разработаны более 30 различных расцветок, многие из них использовались на фронте – например, знаменитые эсэсовские «осколочные» расцветки (которые в последние десятилетия были возрождены в виде чрезвычайно эффективного бундесверовского камуфляжа Flecktarn).

***

По окончании войны наработки немецких учёных не пропали даром: ими заинтересовались страны-победители. Так, например, известный советский камуфляж «Берёзка» с незначительными изменениями был взят у немцев. Вообще заимствование удачных камуфляжных расцветок во второй половине XX века — явление обычное. Тот же американский Woodland, ныне снятый с производства, породил множество клонов по всему миру.






***

Каковы сегодняшние тенденции маскировочного дела? Создать «идеальный» камуфляж уже никто не пытается. Многие государства остановились на собственной основной расцветке, наиболее подходящей для ведения оборонительных боевых действий на преобладающих территориях в своих границах (в России, например, это «Флора» и «Цифровая флора»). Кроме того, существует множество расцветок для действий в определённое время года и в определённых местностях: зимние, осенне-весенние, горные, пустынные, городские и т.д. Для нужд спецподразделений изготавливаются иногда и вовсе специфические расцветки: например, поздневечерние для операций в определённый часовой промежуток или яркие для маскировки в цветущих альпийских лугах, или даже розовых оттенков под цвет пустыни утром.

***

В спецподразделениях, помимо формы определённой расцветки, используются маскировочные костюмы, а сама одежда снабжается шлёвками для крепления веток, пучков травы, листьев и т. п. Иногда другая камуфляжная расцветка (для иной местности или для ночных действий) наносится на внутреннюю сторону одежды, чтобы форму можно было носить и навыворот.

Камуфляжные расцветки, которые наносятся на танки и другую наземную технику, в целом соответствуют общим принципам. К маскировке самолётов и вертолётов есть два подхода: их либо делают незаметными на небольших расстояниях (и тогда на них рисуют пятна), либо красят в однотонный серый цвет, чтобы сделать невидимыми издалека. Последний принцип используется и для покраски военных кораблей. А вот в начале XX века, когда авиация использовалась редко, но уже получили распространение субмарины, океанские корабли — и военные, и мирные — разрисовывали яркими цветными линиями и фигурами, чтобы наводчику издалека трудно было определить, где у корабля что находится, и правильно прицелиться торпедой по жизненно важным частям.

***

Современные маскировочные ткани скрывают человека не только от невооружённого глаза, но и от приборов ночного видения. В последнее время всё большее распространение (в том числе и в ВС РФ) получает «цифровой» камуфляж (патент 1984 года) — с пятнами, похожими на рисунок из квадратных пикселей. Рассчитанные на компьютере, они маскируют как вблизи, так и на расстоянии, сливаясь в более крупные пятна. «Цифровой» камуфляж хорош ещё и тем, что делает относительно невидимым не только неподвижного, но и перемещающегося человека.



***

Какими средства маскировки станут в будущем? Нетрудно предположить, что это будут костюмыхамелеоны, способные менять свою расцветку на лету, а то и вовсе воплотится в реальность придуманный фантастами термооптический камуфляж, делающий человека абсолютно неразличимым ни в одном световом диапазоне. Ходят слухи, что в секретных лабораториях уже есть плащ-невидимка…

You are receiving this email because you subscribed to this feed at blogtrottr.com.

If you no longer wish to receive these emails, you can unsubscribe from this feed, or manage all your subscriptions

Комментариев нет:

Отправить комментарий