пятница, 15 июня 2012 г.

Последние статьи на сайте "Мира фантастики и фэнтези" [expanded by feedex.net]: Классики. Ариадна Громова, Валентина Журавлёва, Ольга Ларионова

Последние статьи на сайте "Мира фантастики и фэнтези" [expanded by feedex.net]
Последние статьи на сайте "Мира фантастики и фэнтези"
Классики. Ариадна Громова, Валентина Журавлёва, Ольга Ларионова
Jun 15th 2012, 19:31

Книжный ряд: Классики. Ариадна Громова, Валентина Журавлёва, Ольга Лар...
Кратко о статье: Статья о жизни и творчестве трёх первых леди советской фантастики.

Три Дамы

Я надеюсь, что в мире прибавится хотя бы
немного сострадания, нежности, мужества,
романтики, добра. Хотя бы немного...
Ольга Ларионова

В мировой фантастике женщины долгое время были на вторых ролях. В Стране Советов дела обстояли ещё плачевнее. Никто напрямую нашим дамам писать не запрещал — однако так уж сложилось, что отечественных «фантастических леди» можно пересчитать по пальцам. Хотя несколько имён заслуженно остались в истории нашей НФ. Особенно выделяются три писательницы: Ариадна Громова, Валентина Журавлёва и Ольга Ларионова.


Ариадна Григорьевна Давиденко (Громова)

Ариадна Григорьевна Давиденко (Громова) родилась в Москве 2 (15) декабря 1916 года, но вскоре семья её переехала в Киев, где будущая писательница провела детство и юность. С раннего возраста Ариадна обожала чтение — немудрено, что после окончания школы она поступила на историкофилологический факультет Киевского университета. После захвата фашистами Киева Ариадна Громова вступила в подпольную организацию — трижды попадала в концлагерь, трижды бежала. В борьбе с врагами потеряла любимого человека, но не сломалась, выстояла. Вообще, по отзывам знавших её людей, Громова была очень мужественным человеком. Всегда. После войны закончила аспирантуру, защитила кандидатскую диссертацию по филологии. Несколько лет преподавала в Челябинском пединституте, а затем уехала в Москву.

Небольшой роман «Мы одной крови — ты и я!» (1967) посвящён Контакту, но не с инопланетянами, а с земными животными. Чем-то он перекликается с произведениями Пьера Буля и Дэвида Брина, хотя написан совершенно в ином ключе. Герой книги, обычный советский парень, младший научный сотрудник, совершенно случайно обнаружил у себя способности к гипнозу и телепатии, благодаря которым установил контакт со своим котом Барсом. Эта немудрёная история послужила для Громовой лишь поводом серьёзно поговорить не только об отношениях людей к «братьям нашим меньшим», но и друг к другу. Роман написан с теплотой к животным. Он напоминает повесть «Белый Бим Чёрное ухо», только гораздо более оптимистичен по своему настрою. В книге есть отголоски этических споров «шестидесятников» — более того, читая его сейчас, поневоле испытываешь чувство ностальгии по славному советскому прошлому, когда карьера и деньги не становились главными мерилами жизненных ценностей.

Печататься Громова начала еще с 1935 года, но её большой литературный дебют пришёлся на 1958-й, когда издательство «Советский писатель» выпустило роман «Линия фронта — на востоке», где автор отразила свои воспоминания об участии в подполье. А уже через год Громова совместно с Виктором Комаровым опубликовала первое фантастическое произведение — роман «По следам неведомого».

После переезда в столицу Громова работала в Московской писательской организации Союза писателей РСФСР, где возглавляла секцию научной фантастики. Уже к середине 1960-х она отметилась серией ярких, талантливых критико-литературоведческих работ, посвящённых фантастике (в частности — Стругацким и Лему). С польским фантастом Громова подружилась — ведь она была одним из основных переводчиков его книг на русский.

Громова критически относилась к советской власти и не скрывала этого. Ариад на Григорьевна говорила, что думала, дружи- ла, с кем хотела. Свою квартиру она превратила в своеобразный салон, где собирались писатели, музыканты, художники, просто интересные люди. Так, она являлась большой почитательницей таланта Владимира Высоцкого — квартира Громовой была буквально завалена рулонами с плёнками его песен, которые она совершенно безвозмездно переписывала всем желающим. Высоцкий бывал в её доме, где познакомился с Лемом и пел для него. Мечтой Громовой было издать сборник стихов Высоцкого, и, хотя сам поэт не верил, что такое возможно (и был прав), Владимир Семёнович всё же участвовал в его составлении.

Ещё Громова с детства обожала кошек. Неспроста одну из лучших своих книг «Мы одной крови — ты и я!» Ариадна Григорьевна посвятила именно кошкам.

Собственно фантастических произведений Громова написала немного. Но среди редкой поросли советских жанровых писательниц она занимает достойное место — и своими книгами, и солидным вкладом в отечественное фантастиковедение, и активной жизненной позицией, благодаря которой книги многих замечательных авторов сумели обойти рогатки советской цензуры.

После длительной тяжёлой болезни 13 ноября 1981 года Ариадны Громовой не стало. Жаль, что нынешние издатели обходят её книги стороной — ведь есть вещи, которые не устаревают.


Валентина Николаевна Журавлёва

Валентина Николаевна Журавлёва родилась 17 июля 1933 года в Баку. Ещё в детстве она увлекалась фантастикой, особенно «сказочной». Впрочем, писательницей Журавлёва поначалу становиться не собиралась. После школы поступила на фармацевтический факультет Азербайджанского медицинского института и закончила его в 1956 году. Особенно Валентина увлеклась фармакогнозией — наукой о лекарственных растениях. Поклоннице сказок мнилось, что эта наука смахивает на колдовство, — но с течением времени пришло разочарование, что не помешало Журавлёвой стать кандидатом химических наук.

Сочинять Журавлёва начала в студенческие годы. На четвёртом курсе она написала рассказы «Сквозь время» и «Эксперимент 768», даже не думая об их публикации. Послать рассказы в Москву Валентину уговорил её муж Генрих Альтшуллер (вошедший в историю советской НФ как Альтов). Оба рассказа появились в печати одновременно — в июле 1958 года, в журналах «Знание-сила» и «Техника-молодежи», обратив на себя внимание читателей и критиков.

Её единственный цикл о Кире Сафрай

Романов у Валентины Журавлёвой нет. Её единственный цикл о Кире Сафрай состоит из шести небольших повестей (или больших рассказов?): «Снежный мост над пропастью» (1969), «Приключение» (1969), «Мы пойдём мимо — и дальше» (1971), «Вся правда о перламутровых молниях» (1980), «Даёшь хронавтику!» (1981), «Четыре мраморных слоника» (1981). Героиня — психолог Кира, поначалу студентка, затем полноправный исследователь. Все истории — своеобразные «детективные» расследования в области научных открытий, когда Кира Сафрай развивает у людей творческое воображение — ультрафантазию, благодаря которой возможно всё.

Кроме рассказов об освоении космоса: «Буря», «Звёздная рапсодия», «Голубая планета», «Урания», «Астронавт», «Орлёнок», «Летящие по вселенной», выделяется написанная совместно с Альтовым повесть «Баллада о звёздах» (1961), посвящённая контакту с инопланетянами.

ЖЕНЩИНАМ — ДОРОГУ!

Пишущих фантастику женщин в нашем отечестве (до распада СССР) было немного. Можно вспомнить Веру Крыжановскую-Рочестер, которая ещё с конца XIX века сочиняла популярные мистико-оккультные романы. Знаменитая советская писательница Мариэтта Шагинян, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда, ещё в 1924 году выпустила пользовавшийся бешеной популярностью авантюрно-фантастический роман «Месс Менд, или Янки в Петрограде» (правда, сперва — под мужским псевдонимом «Джим Доллар»). Анна Луначарская сочинила несколько сатирических фантазий о борьбе победоносного пролетариата с прогнившей мировой буржуазией.

Более активно советские женщины стали проникать в фантастику с середины 1950-х. Детям предназначались повести Веры Кузнецовой («Необычное путешествие», 1955), Софьи Прокофьевой («Приключения жёлтого чемоданчика», 1965) и Натальи Сухановой («Ошибка размером в столетие», 1967).

Физик Татьяна Гнедина сочиняла повести для юношества с уклоном в популяризацию науки — «Последний день туготронов» (1964), «Беглец с чужим временем» (1968). На счету Натальи Соколовой яркий гибрид НФ и антиутопии «Захвати с собой улыбку на дорогу» (1964) и городские сказки из сборника «Тысяча счастливых шагов» (1965). Писали фантастику Элеонора Мандалян, Светлана Ягупова, Людмила Синицына. Под занавес советского периода пришлись литературные дебюты Далии Трускиновской и Любови Лукиной, чьё основное творчество связано уже с более близкими нам временами.

Рассказы Журавлёвой отличались особенным возвышенно-романтическим настроем и осторожным проникновением в человеческие чувства, что для советской НФ тех лет было редкостью. Журавлёву также с полным правом можно назвать «звёздным бардом», ведь большинство её ранних рассказов посвящено опасным будням космических первопроходцев. Чуть позже Журавлёва переключилась на фантастику с упором на психологические переживания («Придёт такой день», «Некий Морган Робертсон»). Писательницу привлекало исследование нераскрытых ещё возможностей человека, прежде всего в области развития интеллекта. В 1969 году в альманахе «Мир приключений» появился рассказ Журавлёвой «Снежный мост над пропастью», открывший популярный цикл о психологе Кире Сафрай.

Валентина Журавлёва помогала своему супругу Генриху Альтову в работе над созданием теории сильного мышления, она написала книгу «Изобретения, заказанные мечтой» (1964), в которой отчасти систематизировала научно-фантастические идеи.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) была впервые разработана Генрихом Альтовым ещё в 1946 году. Однако первая публикация появилась в 1956-м, в журнале «Вопросы психологии». Теория основана на идее, что изобретательское творчество при изменении технологий проходит не спонтанно, а подчиняется определённым закономерностям, которые можно просчитать и которым можно научить. Речь шла об ускорении изобретательского процесса, исключения из него элементов случайности и зависимости от отдельных гениев. На практике это означало создание свое образного «идейного конвейера», жизненно необходимого для развития советской науки и техники, стремящихся по заданию партии и правительства «догнать и перегнать» страны Запада. Кроме того, цель ТРИЗ заключалась в снятии психологической инерции и усиления творческого воображения личности. Отчасти ТРИЗ удалось найти практическое применение, причём наибольший успех был достигнут в нетехнологических направлениях человеческой деятельности — искусстве, бизнесе, политике. Валентина Журавлёва не только активно помогала своему супругу при работе над ТРИЗ, но и использовала ряд её постулатов при написании своих рассказов.

Увы, но после бакинских событий 1990 года и последовавшей затем резкой вспышки местного национализма Альтов и Журавлёва были вынуждены покинуть родной город и поселиться в Карелии, в Петрозаводске. Последние годы жизни, после кончины мужа в 1998-м, Валентина Николаевна занималась систематизацией документов из его личного архива. 12 апреля 2004 года Валентины Журавлёвой не стало, но её имя вписано в историю отечественной фантастики золотыми буквами.

БЕЛА КЛЮЕВА

Советская фантастика многим обязана Беле Григорьевне Клюевой, которая «вела» НФ в издательстве «Молодая гвардия». Благодаря усилиям Клюевой увидели свет произведения многих советских авторов во главе с братьями Стругацкими. Клюева участвовала в создании знаменитой серии «Библиотека советской фантастики», ежегодников «Фантастика», подписной 24-томной «Библиотеки фантастики». С середины 1970-х она работала во Всесоюзном агентстве по авторским правам, где активно продвигала советскую НФ для издания за рубежом. Наряду с Сергеем Жемайтисом Бела Клюева сыграла для советской фантастики ту же роль, что Джон Кэмпбелл и Хьюго Гернсбек — для фантастики американской.


Ольга Николаевна Тидеман (Ларионова)

Ольга Николаевна Тидеман (Ларионова) родилась в Ленинграде 16 марта 1935 года. Ещё во время учёбы в школе было опубликовано её первое произведение — стихотворение «Праздничный салют», написанное в честь снятия блокады Ленинграда.

После окончания физического факультета Ленинградского государственного университета она работала инженером в Центральном НИИ металлургии и сварки. Потом ей это надоело — сидеть в лаборатории, заниматься однообразным делом. Захотелось вырваться на свободу. Ольга круто меняет свою жизнь: инженер становится... экскурсоводом на туристических поездах. Ездила она чаще всего в Прибалтику. Там и влюбилась в творчество выдающегося литовского художника и композитора Микалоюса Чюрлёниса. Позже его картины стали толчком к созданию серии рассказов и повестей.

В литературе Ларионова дебютировала в 1964 году рассказом «Киска», опубликованным в антологии «В мире фантастики и приключений». Первое крупное произведение Ларионовой — роман «Леопард с вершины Килиманджаро» (1965) — принёс писательнице большую известность, сделав её одним из ведущих автором «мягкой» гуманитарной фантастики.

Цикл повестей и рассказов «Знаки Зодиака»

Цикл повестей и рассказов «Знаки Зодиака» навеян творчеством литовского художника Чюрлёниса (литературные произведения повторяют названия картин). Есть настоящие шедевры: печальная философская притча «Сказка королей» (1976) и психологический триллер «Соната ужа» (1979). Остальные повести и рассказы по-разному хороши. Циклом «Знаки Зодиака» можно назвать лишь по некоему общему эмоциональному настрою — сюжетных пересечений нет.

Трилогия о приключениях радиооптика и таксидермиста Варвары Нореги — отличный образец «женской» романтической фантастики. В повести «Соната моря» (1985) Варвара разгадывает тайну планеты Степанида. В «Клетчатом тапире» (1989) рассказана странная история любви. А героям повести «Лабиринт для троглодитов» (1991) предстоит пройти тест на человечность.

Цикл «Венценосный Крэг» — самое солидное произведение Ларионовой. И самое неровное. Великолепна повесть «Чакра Кентавра» (1988), которая и сегодня ничуть не устарела и читается на одном дыхании. Волшебный мир Джаспер, напоминающий космическое средневековье. Возвышенная история любви. Философский подтекст. Страшная изнанка красивой, на первый взгляд, сказки. В общем, почти шедевр. А вот последующие романы — «Делла-Уэлла» (1996), «Евангелие от Крэга» (1998), «Лунный нетопырь» (2005) — значительно слабее. Ныне Ольга Ларионова вроде бы пишет финальную, пятую книгу серии.

Роман «Леопард с вершины Килиманджаро»

Роман «Леопард с вершины Килиманджаро» (1965) не просто лучшая книга Ольги Ларионовой, — пожалуй, её смело можно занести в сокровищницу мировой фантастики. Будь Ларионова американкой — «Хьюго» или «Небьюла» (а может, и обе премии разом) наверняка бы ей достались. Базовая идея содержит в себе жестокий вызов: из-за непредсказуемого физического эффекта на Землю возвращается звездолёт с записями дат смерти всех живущих на планете. Каково жить без реального выбора своего будущего? Ведь что ни делай — заранее предопределённый конец тебя не минует... Людям предстоит колоссальное испытание, и не все способны его выдержать. Впрочем, одной нетривиальной идеей книга не ограничивается. Автору удалось создать несколько очень ярких характеров. Это одно из наиболее ярких эмоциональных произведений фантастики, пробирающее до глубины души. После таких книг презрительно относиться к фантастическому жанру способны только совсем косные снобы.

Уже с самых первых произведений Ларионовой проявился её интерес к феминистической теме — для советской фантастики практически невиданной. Дело даже не в том, что значительная часть центральных персонажей произведений писательницы — женщины. Просто на принадлежности их к женскому полу делается особый акцент. Так, в замечательном рассказе «Вахта «Арамиса» контрабандисты живого товара решают пришвартоваться для прохождения контроля к космической станции, управляемой женским экипажем, в расчёте на их слабость и никчёмность. Надо ли говорить, что бандиты жестоко просчитались?

В конце 1960-х вышло ещё несколько ярких рассказов Ларионовой, объединённых в сборнике «Остров мужества» (1971), предисловие к которому написал Иван Ефремов. А затем на Ларионову «обиделась» советская цензура... Только во второй половине 1970-х негласный запрет на публикацию книг Ларионовой был снят. В печати появились повести её «чюрлёнисского» цикла. В начале 1980-х вышли авторские сборники «Сказка королей» и «Знаки Зодиака».

В 1985-м Ларионова опубликовала повесть «Соната моря», за которую через два года получила главную на тот момент советскую фантастическую награду «Аэлита». А в 1988-м вышла повесть «Чакра Кентавра», которая вызвала настоящий взрыв читательских восторгов. Учитывая, что примеры «космической оперы» в советской фантастике можно пересчитать по пальцам, немудрено, что этот яркий, увлекательный, гармоничный гибрид звёздных приключений с рыцарской сказкой пришёлся публике по душе.

Ларионова живёт в Москве. В 2001 году Ольга Николаевна отмечена премией «Паладин фантастики» конгресса «Странник». В постсоветские годы она пишет мало, продолжая в основном цикл, начатый «Чакрой Кентавра». Сиквелы не снискали особого читательского успеха, увы, заслуженно: тексты выглядят рыхловато, переполнены ненужными деталями и лишними описаниями. Но место ведущей фантастической писательницы советской эпохи Ларионова заняла раз и навсегда.

Какие ещё авторские колонки вы бы хотели видеть в журнале?
© 1997-2011 Издательский дом "ТехноМир". Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.

You are receiving this email because you subscribed to this feed at blogtrottr.com.

If you no longer wish to receive these emails, you can unsubscribe from this feed, or manage all your subscriptions

Комментариев нет:

Отправить комментарий