понедельник, 11 июня 2012 г.

Последние статьи на сайте "Мира фантастики и фэнтези" [expanded by feedex.net]: Вперёд в прошлое: Фантастические допущения в житиях святых

Последние статьи на сайте "Мира фантастики и фэнтези" [expanded by feedex.net]
Последние статьи на сайте "Мира фантастики и фэнтези"
Вперёд в прошлое: Фантастические допущения в житиях святых
Jun 11th 2012, 19:19

Машина времени: Вперёд в прошлое: Фантастические допущения в житиях св...
Кратко о статье: По сути своей Библия — это фантастическое произведение. На её страницах — огромное количество чудес, фантастических допущений, необыкновенных существ и людей. Но с точки зрения современной науки даже библейские сюжеты поддаются логическому объяснению...

ФАНТДОПУЩЕНИЯ В ЖИТИЯХ СВЯТЫХ

В четвёртую же стражу ночи пошёл к ним Иисус,
идя по морю. И ученики, увидев Его, идущего по морю,
встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь;
это Я, не бойтесь. Пётр сказал Ему в ответ: Господи!
если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал:
иди. И, выйдя из лодки, Пётр пошёл по воде, чтобы подойти к Иисусу,
но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал:
Господи! спаси меня. Иисус тотчас простёр руку, поддержал его
и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?
Библия, Евангелие от Матфея, гл. 14, ст. 24-32.

Фантастическое допущение — самый старый из известных человечеству художественных приёмов. Древнейшее литературное произведение, шумерский «Эпос о Гильгамеше» — чистейшей воды героическое фэнтези. Да и мировой бестселлер, книга, изданная тиражом в десятки миллиардов экземпляров, тоже относится к жанру фантастики. Это, как нетрудно догадаться, Библия. Если проанализировать жития христианских святых (как библейских персонажей, так и из более поздних источников), то окажется, что биографии их сплошь состоят из фантдопущений, по степени фантастичности дающих фору любым писательским выдумкам. Что же, попробуем разобраться, где правда, а где — не совсем.

Вышеградский мост через Дрину, возведённый в XVI столетии, и по сей день хранит множество тайн и легенд.

Легенды чаще всего не имеют автора как такового. Будучи в первую очередь устной формой литературы, они передаются из поколения в поколение и заметно видоизменяются с течением времени. Приведу конкретный пример из великолепного романа Иво Андрича «Мост на Дрине». В одном из эпизодов рассказывается легенда о том, что в XVI веке во время постройки моста двух близнецов, мальчика и девочку, замуровали в его опоры, правую и левую. Чтобы они не сразу умерли, с каждой стороны вынули по одному кирпичу — это якобы позволяло матери кормить их поочерёдно молоком через образовавшиеся отверстия. Именно благодаря этой жертве мост и простоял четыреста лет.

Условная могила святого Георгия в городе Лод (Израиль). Сложно сказать, кому принадлежат мощи внутри саркофага.

На самом же деле всё было совсем иначе. В соседнем городе у местной сумасшедшей родилась двойня — неизвестно от кого. Дети появились на свет мёртвыми, и их похоронили. Но безумная бродила по улицам и требовала вернуть ей детей. Чтобы отвязаться, ей сказали, что их увезли в соседний город, где строился мост. Долгое время она бродила вокруг стройки, уверяя всех, что где-то неподалёку её дети, и в итоге убедила и себя, и окружающих, что их замуровали внутри моста. А потом она исчезла (вероятно, умерла), но кривотолки уже пошли; легенда же, заметно видоизменившись, прожила четыре столетия.

Точно по тому же принципу создаются и легенды о святых. Жития чаще всего писались через несколько веков после смерти описываемого святого, да и составлялись они на основе народных сказаний. Более того, авторы и переписчики считали необходимым добавить от себя те или иные детали для придания легенде ещё более ярких красок. В итоге переход реки вброд превращался в хождение по водам. Попробуем вспомнить самые интересные легенды и найти им здравые объяснения.

Все, конечно, знают, кто такой Георгий Победоносец. Самым знаменитым его деянием является уничтожение змия, терроризировавшего некое царство и требующего царскую дочь на немедленное съедение. Но, возможно, я удивлю вас, когда скажу, что к моменту мифического уничтожения змия Георгий Великомученик был уже несколько веков как мёртв. Дата его смерти известна достаточно точно — 303 или 304 год нашей эры, времена правления императора Диоклетиана. При жизни Георгий был весьма обеспеченным и респектабельным жителем Никомедии, одного из крупнейших городов Римской империи. Став христианином, он раздал своё имущество бедным и публично объявил о своём вероисповедании перед императором, к которому был вхож. Диоклетиан приказал пытать Георгия, чтобы заставить того отречься. По легенде пытали несчастного семь дней — давили камнями, привязывали к утыканному ножами колесу, купали в негашёной извести, перебивали кости на руках и ногах, жгли — но каждую ночь все его раны чудесным образом исцелялись. Не будем вдаваться в подробности, но в итоге Георгия всё-таки благополучно казнили через отрубание головы.

В реальности всё, вероятно, было совсем иначе. Нельзя исключить, что его долго пытали, а он всё никак не мог отречься от своей веры. Как раз в это вполне верится. А вот в чудесное исцеление ран — не слишком-то. Скорее всего, Георгий был человеком выносливым, или, что более вероятно, искусные палачи намеренно оттягивали его кончину, умело манипулируя методами пытки. Но легенда ушла в народ, и уже в 330-х годах в Грузии появились первые храмы святого Георгия, то есть канонизирован он был достаточно скоро, причём последовательно во всех ответвлениях христианства. Самые ранние записи о Георгии (точнее, о человеке, описание которого схоже с описанием мифологического Георгия) появились примерно тогда же, в середине IV века.

Первое появление Георгия вместе со змием появляется на фресках в районе X века, а в литературе — и того позже, в «Золотой легенде» Якова Ворагинского (около 1260 года). Сама же история о змие и неожиданном спасителе восходит к восточным сказаниям, сложенным ещё до нашей эры! Таким образом, летописцы попросту вписали в неё Георгия. Даже если змия кто-то и убивал, герой этот, вероятнее всего, вообще не знал о существовании христианства, потому что его в те времена не было как такового. Тем более он не мог обратить в христианство спасённых горожан и возвести в городе часовню Богородицы. Налицо сплетение двух мифов — христианского и восточного — в один. Чем мог быть пресловутый змий? Да хоть крупным вараном. Мало ли что показалось две тысячи лет назад жителям небольшого сирийского городка. У страха глаза велики…

Другим хорошим примером может быть святая Димпна — известная ирландская святая, считающаяся покровительницей безумцев. История Димпны напоминает триллер. Жил был на территории современного Ольстера король Дэймон, и правил он территорией под названием Эргалла (транскрипция неточна, будем честны). Его супруга умерла, когда дочь Димпна была совсем крошкой, и взяла перед смертью с короля обещание жениться повторно, только если он встретит женщину, точь-в-точь похожую на неё. Сразу после смерти жены король разослал гонцов, но копию королевы те найти не смогли. Тем временем Димпна подросла, и Дэймон, недолго думая, решил жениться на дочери, потому что она была очень похожа на мать. Изначальная вера Дэймона близкородственных браков не запрещала, но вот его дочь была тайной христианкой и, узнав о намерении отца, бежала на материк, во Фландрию; помогали ей в этом её священник Герберен и королевский шут.

Правда, спустя год король и его приспешники нашли Димпну и во Фландрии. Герберена обезглавили сразу (позже его тоже канонизировали), а Димпне предложили всё-таки выйти замуж за отца. Она отказалась, и отец лично лишил её головы, после чего отплыл на родину. Шута оставили в живых — и он якобы записал всю эту историю и даже дату смерти Димпны, 30 мая 600 года.

Весьма интересным с сюжетной точки зрения (и достойным экранизации в форме боевика) представляется библейский миф о Самсоне, невероятно сильном человеке. Его история достаточно подробно описана в Книге Судей. Ханаан, где в районе XII в. до н. э. родился Самсон, постоянно подвергался террору со стороны филистимлян. Последние пришли, судя по археологическим раскопкам, с острова Крит (тогда — Кафтор) и по военной мощи значительно превосходили иудеев. Согласно Библии, Самсон был наделён нечеловеческой силой, которая позволила ему в одиночку нанести ряд поражений угнетателям. Таилась сила в его длинных волосах. Впрочем, если верить Библии, обида его на филистимлян носила личный характер. Задумав жениться на представительнице их народа, Самсон загадал гостям на свадьбе загадку, в награду за решение которой обещал подарить им 30 смен одежды. Жена выведала у него верный ответ, подсказала гостям, те верно ответили, и Самсон, недолго думая, отправился в принадлежавший филистимлянам город Ашкелон. Там он убил 30 простых жителей, снял с них одежду и расплатился ею за свой проигрыш. С этого момента началась вражда одного человека и целого народа.

Промышлял Самсон в основном грабежом. Например, засел в засаде у дороги в Ашкелон и убивал всех идущих в город или покидающих его. В итоге в Ашкелоне начался голод. Также он поджигал лисиц и запускал их на филистимлянские поля и в итоге довёл филистимлян до того, что они осадили владения колена Иудина с требованием выдать им Самсона. Нанеся врагам ещё ряд поражений, он был предан подлой женщиной Далилой, острижен ею, а затем ослеплён. Правда, незадолго до смерти он всё-таки, связанный по рукам и ногам, успел разрушить филистимский храм Дагона, забрав с собой ещё несколько сотен врагов.

Как же интерпретировать эту легенду? Скорее всего, реальный Самсон был кем-то вроде благородного разбойника. Трудно сказать, действовал он в одиночку или нет, но перекрыть дорогу в Ашкелон и грабить путников он вполне мог, да и пустить горящих лисиц в поле группа разбойников сможет без особого труда. Скорее всего, божественной силы он не имел, а тайна его крылась вовсе не в волосах. И потерял он силу не от острижения, а в первую очередь от ослепления и голода, которым его морили в филистимском плену. Скорее всего, именно филистимские мифы наделили неуловимого разбойника и грабителя волшебными способностями — чтобы оправдать тот факт, что целый город в течение нескольких лет не мог поймать одногоединственного работника ножа и топора.

История вполне реалистичная. А вот фантазии начались гораздо позже, в трактатах XIII века. Некий дровосек из голландского города Гела прилёг поспать под дубком, и ему приснилась Димпна, которая сказала, что он спит на её могиле. Дровосек позвал товарищей, и под дубом они выкопали два саркофага белого мрамора, на одном из которых красовалось её имя, на другом — имя Герберена. Мощи перенесли в церковь Гела. Вскоре начали происходить чудеса. Плотник, работавший над церковью Святой Димпны, отрубил себе палец — а тот взял и прирос. Все приходившие к церкви бесноватые, душевнобольные, юродивые, убогие, кривые неожиданно исцелялись. Димпну назначили покровительницей людей с душевными расстройствами, а также лунатиков и эпилептиков. Тогда же записали и народное сказание о Димпне.

Как всё было на самом деле? Да так и было, думается. Только вот палец не прирастал, могилу нашли случайно, а саркофаги были, вероятнее всего, глиняные, а не мраморные. Скорее всего, мифы придумал летописец Петер, который записал житие Димпны по приказу архиепископа Ги I Камбрийского.

Но Жития — это в первую очередь апокрифические труды. А что же оригинал, Библия? Она с первой до последней страницы изобилует фантастическими допущениями. Тем не менее, почти все библейские легенды имеют то или иное объяснение, причём чаще всего достаточно тривиальное.

Например, исход Моисея из Египта сопровождается целым рядом происшествий самого чудесного свойства — десятью казнями египетскими, расступившимися водами Красного моря, падением манны небесной. Но не будем забывать, что Ветхий завет писался уже после начала новой эры, а Моисей жил примерно в XIII ст. до н. э., причём древнеегипетские записи и археологические изыскания не дают о нём вовсе никаких сведений. Возможно, роль Моисея в бытии Египта всё-таки несколько завышена.

Как же объяснить, к примеру, тот факт, что Красное море пропустило евреев и накрыло волной египетскую погоню? Не так давно санкт-петербургские учёные Наум Вольцингер и Алексей Андросов предложили весьма правдоподобную версию. В самой узкой части Суэцкого залива на глубине семи метров залегает поперечный риф. Во времена Моисея он мог быть выше (опустившись впоследствии под действием землетрясений); во время отлива и при определённом направлении ветра уровень воды опускается, и кромка рифма находится всего в 25 сантиметрах под водой. По ней-то Моисей и мог перейти море. Колесницы же не могли пройти по узкому и неровному рифу; кроме того, подобное «обнажение» возможно максимум на четыре-пять часов.

Моисей выглядит на большинстве изображений могучим стариком. На самом деле он мог выглядеть как угодно.

Хорошо, скажете вы, а как же десять казней египетских? Собственно, почти каждая казнь имеет вполне природные объяснения. Миграция лягушек, нашествие мошки, мор скота — и в современном мире подобные катаклизмы случаются чуть ли не ежемесячно. С учётом невысокого уровня санита- рии и слабого развития медицины любое вирусное заболевание в то время носило пандемический характер, и потому казнь язвами и смерть первенцев тоже не вызывает особенного удивления. Тем более, одна «казнь» автоматически тянет за собой другую: помутнение воды ведёт к мору скота, нашествие насекомых — к неурожаю, тот — к голоду, последний — к эпидемиям. Оставалось только приукрасить события неудачного года и списать всё на козни Моисея.

Недовольные тем, что их попутчик прогневал Бога и скрыл это, моряки выбросили Иону за борт. В целом — справедливо.

Миф об Ионе во чреве китовом поддаётся объяснению не хуже, нежели история Самсона или Моисея. Бог поручил Ионе плыть в Ниневию и пророчествовать там о разрушении города, если жители его, погрязшие во грехе, не раскаются. Иона Бога ослушался и отправился в Фарсис, за что Господь наслал на море страшную бурю. Дознавшись, кто прогневал Бога, моряки выбросили Иону за борт, где он был проглочен китом. Внутри кита пророк провёл три дня, после чего был благополучно выброшен на берег. Впоследствии он всё-таки отправился в Ниневию и выполнил свою миссию, но это к делу не относится.

Основное фантастическое допущение в этой истории заключается в ките. Можно сделать логический вывод: о приключениях Ионы мог знать только он сам, значит, вся эта история так или иначе записана некогда с его слов. Рассказ Ионы, прежде чем перейти в письменную форму, тысячу лет странствовал из уст в уста и, конечно, видоизменился до неузнаваемости. Скорее всего, никакого кита не было. Или был, но Иону не глотал точно. Иону могло мотать по волнам пять-шесть часов, которые ему, то терявшему сознание, то приходившему в себя, показались вечностью. Но вечность — это многовато, а вот три дня — очень неплохой срок.

К слову, многие мифы и легенды могли стать известными исключительно со слов их главных героев — за неимением других свидетелей. Простейшим объяснением всех фантастических допущений в этих легендах может стать бурное воображение, суеверия и невысокая эрудиция людей, живших порядка трёх тысяч лет тому назад.

Другой популярный миф — гибель по воле Господней городов Содома и Гоморры. Но по данным, почерпнутым из шумерских клинописных табличек, в начале третьего тысячелетия до нашей эры на Землю упал крупный астероид (конечно, шумеры описывали это несколько иначе), о чём свидетельствуют и исследования грунта в предполагаемом ареале его падения. Судя по размерам астероида, при падении он изверг невероятное количество раскалённых частичек металла и камня, которые вполне могли осыпаться на мятежные города огненным дождём. А пожары в те времена распространялись ой как легко…

Знатным фантастическим сюжетом славится история о Вавилонской башне. Всё в ней выглядит вполне правдоподобно, за исключением неожиданного смешения языков строителей. Вероятнее всего, на энный год строительства (а возводили подобное сооружение наверняка не один десяток и даже не сотню лет) между группами рабочих просто возникли несогласия, переросшие в массовое побоище на подручных инструментах. Причиной подобной ссоры может быть всё что угодно — от чрезмерного количества выпитого до спора из-за женщины. Так что, вполне возможно, существовала некая Елена, сыгравшая в Вавилонском столпотворении ту же роль, что и в Троянской войне.

Тут стоит на секунду отвлечься и обратиться к классическому роману Эйвинда Юнсона, лауреата Нобелевской премии 1974 года, «Прибой и берега». К Библии этот роман отношения не имеет — это переосмысление «Одиссеи» Гомера, основанное на постулате о небожественной природе человеческого мира. Рассказывая о своих странствиях царю Алкиною, Одиссей Юнсона от начала и до конца выдумывает всё — и сирен (это были просто портовые девки), и превращение спутников в животных (на самом деле они просто напились), и циклопа (на самом деле в пещере моряков завалило из-за камнепада), и так далее.

Сооружения подобных размеров при тогдашних технологиях строились столетиями. Немудрено, что в какой-то момент вокруг Вавилонской башни началось столпотворение…

Это очень, очень правдоподобно. Сам Одиссей выступает в качестве мифического Гомера, измышляя свои фантастические странствия. Могут ли быть ветхозаветные чудеса придуманы составителями Библии? Без сомнения. Хотя толком мы ничего не знаем.

С Новым Заветом дела обстоят заметно сложнее. События, происходившие в Иудее первого века нашей эры, в действительности могли иметь место и частично описываются в сторонних источниках, не имеющих к Библии никакого отношения. Префект Понтий Пилат и в самом деле правил Иудеей с 26 по 36 год. Апостол Пётр — также несомненно историческая личность: то ли в 64, то ли в 67 году он был публично казнён в Риме во время игр, устроенных Нероном. Вряд ли он излечивал людей наложением рук и тем более воскрешал их, но он, безусловно, был хорошим оратором и достойным лидером; официально Пётр считается первым Папой Римским. То же можно сказать и о других персонажах Нового Завета — Ироде, апостоле Павле и прочих. И, конечно, нет сомнения, что Иисус существовал. Потому что ни один миф, ни одна легенда не возникает на ровном месте — всегда существует некий реальный фундамент, некая основа, прототип героя.

Сложно сказать, кем был Иисус в реальности. Возможно, на него и в самом деле снизошло некое высшее вдохновение, что-то вселилось в него. Но всё-таки отцом Иисуса был плотник Иосиф (либо другой мужчина — потому что непорочное зачатие невозможно), волхвов на самом деле могло и не существовать, да и Лазарь мог просто впасть в летаргический сон и проснуться после того, как Иисус его потревожил. Это лишь один из примеров объяснения.

Надо отметить, что львиная доля известных сегодня библейских «фактов» в Библии отсутствует как таковая (FAQ для тех, кто священную книгу не читал). Например, что говорится о волхвах? Цитируем Евангелие от Матфея: «Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдёте, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою».

Всё, больше о волхвах в Библии нет ни слова. Откуда же данные о том, что было их трое? Что они были цари? Что звали их Каспар, Мельхиор и Бальтазар? Что один из них был чернокожим? В частности, из неканонических Евангелий и легенд. Имена встречаются там самые разные, число волхвов варьируется от трёх до двенадцати и так далее. На самом деле волхвы — не более чем символы. Их трое по числу упомянутых даров, они представляют три человеческих возраста (юноша, мужчина, старик) и три расы (европеец, азиат, мавр). Символика, выдуманная людьми.

Каспар, Бальтазар и Мельхиор… Так ли их звали? Трое ли их было? Был ли один из них юнцом, а один — мавром? Библия не даёт ответа.

Собственно, почему бы Иисусу не выглядеть именно так? (восстановленное изображение с Туринской плащаницы)

А теперь вспомним, что говорится в Библии о двух разбойниках, распятых вместе с Христом. «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Гм, а где же имена? Кто был Дисмас? Кто Гестас? Более того, это была цитата из Луки, в Евангелии же от Матфея Иисуса поносят оба разбойника в равной мере! Впервые имена разбойников появляются в неканоническом Евангелии от Никодима (написано самое позднее в V веке), и зовут их там Дижман и Геста. В различных более поздних источниках имена разбойников многократно варьируются (Тит и Думах, Араг и Геста, Дижмон и Эста). А откуда, спросите вы, появилось современное написание, так хорошо известное всем нам? Его придумал (точнее, позаимствовал из западных источников) великий русский писатель Михаил Афанасьевич Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Вот так.

К чему были приведены два последних примера — о волхвах и разбойниках? Просто они очень хорошо демонстрируют, как рождается миф, как он формируется, впитывая в себя информацию из разных источников, частенько не имеющих к изначальному варианту никакого отношения. Даже Булгаков внёс свой вклад в современное массовое представление о Библии (хотя надо сказать, что в процессе написания «Мастера и Маргариты» он проанализировал десятки неканонических библейских текстов, и его видение Иешуа и событий двухтысячелетней давности очень близко к реальности — возможно, ближе, чем исследования профессиональных историков).

Какой вывод можно сделать из всего вышеописанного? Испокон веков человек не может принять реальность и окончательно склониться к материализму. Он облекает в форму мифа всё, что происходит вокруг него. Особенно склонны к мифотворчеству религиозные общества — будь то древние греки, христиане, мусульмане или буддисты. Только нельзя забывать, что миф — это всё-таки фантастика. Хотя, безусловно, основанная на реальности.

  • Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • Никос Казандзакис «Последнее искушение Христа»
  • Жозе Сарамаго «Евангелие от Иисуса»
  • Генрик Сенкевич «Quo vadis»
  • Тим Скоренко «Сад Иеронима Босха»
  • Мишель Турнье «Каспар, Мельхиор и Бальтазар»
  • Андреас Эшбах «Видео Иисус»
  • «Камо грядеши» (США, 1951)
  • «Последнее искушение Христа» (США, 1988)
Вперёд в прошлое: Фантастические допущения в житиях святых

You are receiving this email because you subscribed to this feed at blogtrottr.com.

If you no longer wish to receive these emails, you can unsubscribe from this feed, or manage all your subscriptions

Комментариев нет:

Отправить комментарий