среда, 6 июня 2012 г.

Последние статьи на сайте "Мира фантастики и фэнтези" [expanded by feedex.net]: Сто лет фантастики, часть вторая: 1962-2011

Последние статьи на сайте "Мира фантастики и фэнтези" [expanded by feedex.net]
Последние статьи на сайте "Мира фантастики и фэнтези"
Сто лет фантастики, часть вторая: 1962-2011
Jun 4th 2012, 21:54

Сто лет фантастики, часть вторая: 1962-2011
Кратко о статье: Продолжение масштабной панорамы пути, который фантастика прошла, прежде чем добраться до сегодняшнего великолепия.

СТО ЛЕТ ФАНТАСТИКИ

В прошлом номере МФ мы рассказали о первой половине столетия фантастики — с 1911 года, когда Хьюго Гернсбек начал печатать свой знаменитый роман «Ральф 124C 41+», по 1961 год, когда с полётом Гагарина самая вдохновенная фантазия вдруг стала делом буквально завтрашнего дня.

Пятьдесят лет назад с фантастикой было всё в порядке. Миновал «золотой век» американской фантастики (на очереди были фэнтезийный бум и расцвет «новой волны»). В СССР прошло время «фантастики ближнего прицела» и как раз наступало время, позже названное «золотым веком».

Всего несколько лет оставалось до появления фильмов «Планета обезьян» и «Космическая одиссея 2001» и вообще до наступления эпохи фантастических спецэффектов в кинематографе, а о расцвете компьютерных игр пока писали только футурологи да всё те же фантасты.

Филипп Дик пишет «Человека в высоком замке» — роман, ставший вершиной жанра альтернативной истории и получивший премию «Хьюго».

Выходит повесть братьев Стругацких «Полдень, XXII век» — панорама «истории будущего», одной из лучших и уж точно самой любимой в СССР и России. В том же году выходят ещё две их повести из того же цикла — «Попытка к бегству» и «Стажёры».

Публикуется «Заводной апельсин» Энтони Бёрджесса — антиутопия, в которой исследуется природа насилия в обществе.

Появляется образец «медицинской космической фантастики», сборник Джеймса Уайта «Космический госпиталь» — первый из будущего цикла. Отдельные рассказы уже печатались в журналах, но книжка вышла только сейчас.

Впервые полностью публикуется написанный ещё в начале сороковых роман Хайнлайна «Пасынки Вселенной» — о деградировавшем обществе на космическом «корабле поколений».

Выходит «Планета обезьян» Пьера Буля — роман об «обратной эволюции» человечества, впоследствии неоднократно экранизированный.

Воннегут пишет «Колыбель для кошки» — роман, принёсший ему мировую славу.

В журнале «Galaxy Magazine» печатается «Пересадочная станция» Саймака, роман о человеке, представляющем всю земную цивилизацию перед Галактической федерацией. Вполне типичный для Саймака, этот роман признаётся одним из лучших в его творчестве.

Стругацкие продолжают «Полуденный цикл» повестью «Далёкая Радуга», где в светлом мире будущего обнаруживаются серьёзные проблемы.

Романом «Колдовской мир» открывается самый известный фэнтезийный цикл популярной американской писательницы Андре Нортон.

В журнале «Нева» публикуется новый роман Ивана Ефремова «Лезвие бритвы», совершенно не характерный для автора, рассказывающий о духовных исканиях, паранормальных способностях, неизвестных резервах человеческой психики..

Появилась новая повесть братьев Стругацких «Трудно быть богом», в которой впервые был введён термин «прогрессоры». В повести шла речь о столкновении современной психологии со средневековой и об ответственности за вмешательство в чужую историю. Повесть стала одной из самых известных и любимых в отечественной фантастике.

Выходят иронические-притчевые «Сказки роботов» Станислава Лема и его же роман «Непобедимый» — ещё одна история неудачного контакта, на этот раз с неразумными, но способными к развитию роботами.

Состоялась премьера картины Стенли Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал беспокоиться и полюбил атомную бомбу», знаменитой фантастической сатиры на тему ядерной войны.

Советский космонавт Алексей Леонов становится первым человеком, вышедшим в открытый космос.

У Стругацких выходит «Понедельник начинается в субботу» — непревзойдённый образец юмористической фантастики — и «пессимистическая утопия» «Хищные вещи века». В ежегоднике «Мир приключений» публикуются первые рассказы Кира Булычёва об Алисе Селезнёвой — «Девочка, с которой ничего не случится». В дальнейшем автору уже не дадут расстаться с этой героиней — так в своё время Конан Дойл не смог «освободиться» от Шерлока Холмса. Ольга Ларионова пишет свой первый роман «Леопард с вершины Килиманджаро», картину человечества, где каждый знает дату своей смерти.

С помощью Стерлинга Ланье в техническом издательстве Chilton Book Comрanу выходит книга Фрэнка Герберта «Дюна», — сборник из двух повестей, ранее уже публиковавшихся в журнале «Astounding Science Fiction». Книгу до того отвергло несколько издательств, однако после выхода она мгновенно сделала автора знаменитым. Пожалуй, именно «Дюна» показала, что космоопера может быть чем-то несравненно большим, чем приключения в ярком антураже. Полтора десятилетия спустя за продолжение знаменитого романа Герберт получил рекордный аванс — $2 000 000. К 1998 году общий тираж романа превысил 10 000 000.

В том же году Ллойд Бигл-младший предлагает идею новой премии «Небьюла», которая быстро становится одной из самых влиятельных наград в фантастике. Первым её лауреатом стала уже упомянутая «Дюна».

С романа об Эльрике из Мельнибонэ «Приносящий бурю» начался огромный цикл Майкла Муркока «Вечный воитель», писавшийся несколько десятилетий и объединивший множество героев во множестве вселенных.

Впервые выходит (в сокращённом и отцензурированном варианте) «Мастер и Маргарита» — сложный и многоуровневый роман, главное произведение Михаила Булгакова, созданное им во второй половине 30-х годов. История о визите дьявола в послереволюционную Москву, написанная, по нынешним представлениям, в жанре городской юмористической фэнтези, переплетается в нём с «исторической реконструкцией» библейской истории Христа.

В сборнике «Эллинский секрет» публикуется первая, «лесная» часть повести Стругацких «Улитка на склоне» — самого сложного в философском отношении их произведения. До издания полной версии остаётся почти двадцать лет.

Канал NBC начал показ сериала «Звёздный путь» (Star Trek), который стал самой «долгоиграющей» и популярной фантастической телесагой и породил огромный фэндом, а в дальнейшем — одну из крупнейших межавторских вселенных.

Завершена первая публикация романа «Луна — суровая хозяйка», лучшего, по мнению многих, романа Хайнлайна. В нём рассказана история революции в лунной колонии для преступников, которой руководил разумный компьютер.


В Буэнос-Айресе выходит первое издание романа колумбийца Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества», впоследствии признанного вторым по значимости после «Дон Кихота» произведением испаноязычной литературы и одним из шедевров магического реализма.

Харлан Эллисон пишет рассказ «У меня нет рта, а я должен кричать», завоевавший премию «Хьюго», — о сумасшедшем компьютере, уничтожившем человечество.

«Князь света» Роджера Желязны становится эталонным образцом мифологической научной фантастики: в нём экипаж космического корабля, используя технологии будущего, маскируется под богов индуистского пантеона.

Вышел первый номер журнала «Локус», который впоследствии стал одним из самых влиятельных и самым премированным журналом фантастики в мире.

На экраны выходит фильм Дино Де Лаурентиса «Барбарелла — королева галактики» с Джейн Фонда в главной роли, простой и наивный по нынешним меркам, но заслуженно считающийся классикой фантастического кино. Появляется первая (из целого ряда) экранизация «Планеты обезьян» Пьера Буля. Но главной кинопремьерой года становится «Космическая одиссея 2001» Стенли Кубрика. Впервые все атрибуты «низкого» жанра были использованы не для развлекательного продукта на потребу публики, а для серьёзной и глубокой картины, ставшей одной из вершин мирового кинематографа. В том же году, окончательно сделав его этапным для кинофантастики, появился и «Ребёнок Розмари» Романа Полански (экранизация одноимённого романа Айры Левина) — ещё один выход за рамки стереотипов: формально жанровый «ужастик» оказался глубочайшей психологической драмой.

Филипп Дик выпустил «Снятся ли андроидам электроовцы?» — роман, экранизация которого в 1982 году сделала писателя всемирно известным далеко за пределами круга любителей фантастики.

Выходит «Заповедник гоблинов» Клиффорда Саймака, великолепный сплав «твёрдой» НФ и фэнтези, роман, равно популярный и на родине писателя и в СССР, а теперь и в России.

В «чистом» фэнтези тоже несколько громких «премьер». Поэтический «Последний единорог» Питера Бигля о мире, из которого уходит волшебство. «Маг Земноморья» Урсулы Ле Гуин открывает ещё одну волшебную страну, которая наряду с Крином и Средиземьем сейчас известна абсолютно всем любителям жанра. «Полёт дракона» Энн Маккефри — первый роман из длинного цикла «женского фэнтези» о планете Перн и её драконах.

В Германии и Англии впервые публикуется «Собачье сердце» Михаила Булгакова — сатирическая повесть, написанная ещё в 1925 году. До её издания на родине и до выхода одноимённого фильма остаётся ещё двадцать лет.

21 июля экипаж американского корабля «Аполлон-11» высадился на поверхность Луны. Этим достижением США резко переломили ситуацию в космической гонке.

Выходит повесть Харлана Эллисона «Парень и его пёс» — наиболее характерная для творчества писателя постапокалиптическая история.

Желязны выпускает «Долину проклятий» — повесть, где в постапокалиптический канон впервые добавляются банды байкеров.

Братья Стругацкие пишут «Обитаемый остров» — одно из самых известных своих произведений, историю землянина-коммунара, попавшего в тоталитарное инопланетное общество. Книжное издание повести (через два года после журнальной публикации) привело к почти десятилетнему «отлучению» Стругацких от центральных издательств.

Появляется сложный и спорный роман Урсулы Ле Гуин «Левая рука Тьмы» о цивилизации гермафродитов. В следующем году роман получает обе высших фантастических награды США.

В США публикуется повесть-притча Ричарда Баха о самосовершенствовании и духовном поиске «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», мгновенно ставшая бестселлером (за два года — более миллиона экземпляров).

Мэри Стюарт пишет «Хрустальный грот» — первый роман одной из лучших «артуриан» в мировой литературе.

У Роджера Желязны выходит первый том его самого известного цикла — «Амберских хроник»: «Девять принцев Амбера».

Иван Ефремов написал непрямое продолжение «Туманности Андромеды» — «Час Быка», в котором настолько хорошо показал тоталитарное общество планеты Торманс, что роман, единожды издав, не переиздавали почти 20 лет.

Вышел и мгновенно стал бестселлером роман Уильяма Питера Блэтти «Изгоняющий дьявола» — история экзорциста и маленькой девочки, в которую вселился дьявол. За первый год было продано около 5 000 000 экземпляров. Через два года появляется экранизация, сделавшая книгу ещё более популярной и тоже ставшая классикой жанра.

Свою премию учредил журнал «Локус». В отличие от большинства премий, вручаемых по решению авторитетного жюри, «Локус» стал чисто читательской премией. Первыми лауреатами были названы Ларри Нивен (за роман «Мир-кольцо»), Харлан Эллисон и Роберт Сильверберг.


В журнале «Аврора» опубликован «Пикник на обочине» братьев Стругацких — повесть о несостоявшемся контакте и о том, как именно люди познают неведомое. Слово «сталкер», придуманное писателями для обозначения «исследователей инопланетной помойки», прочно вошло в язык. Почти сорок лет спустя из этой повести родится самый известный отечественный межавторский цикл.

У Кира Булычёва впервые в книжном виде издаются «гуслярские» рассказы — одна из вершин советской юмористической фантастики.

Андрей Тарковский заканчивает работу над «Солярисом» по одноимённому роману Станислава Лема. Фильм получился столь же глубоким и многослойным, сколь и спорным, но в классику фантастического кинематографа вошёл без сомнений.

После долгого путешествия от издателя к издателю вышел (и мгновенно завоевал любовь читателей) «Уотершипский холм» Ричарда Адамса — героический эпос о путешествии кроликов в поисках нового дома.

Из «Молодой гвардии» увольняют Сергея Жемайтиса и Белу Клюеву. Редакцию фантастики возглавляет Юрий Медведев. Политика издательства резко меняется, на смену талантливым писателям надолго приходят авторы, не оставшимися к нынешнему времени в читательской памяти. «Золотой век советской фантастики» заканчивается.

А в кино фантастика представлена знаменитой комедией Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» и подростковым фильмом «Москва — Кассиопея». Последний не был шедевром, но за счёт тотального дефицита кинофантастики на долгие годы обрёл почти культовый статус.

Выходят в свет лучшие рассказы Кира Булычёва — умные, пронзительные и увлекательные: «Можно попросить Нину?», «Умение кидать мяч», «Корона профессора Козарина», «Снегурочка», «Половина жизни».

У Артура Кларка издают «Свидание с Рамой» — один из самых масштабных романов писателя, награждённый всеми главными жанровыми премиями.

Появился первый роман школьного учителя Стивена Кинга, будущего общепризнанного «короля ужасов» — «Кэрри», трагическая история девочки, обладающей способностями к телекинезу.

Официально вышла первая в мире настольная ролевая игра Dungeons&Dragons («Подземелья и драконы»), ставшая самой популярной игрой такого типа.






В Род-Айленде прошёл первый Всемирный конвент фэнтези с вручением собственной премии — Всемирной премии фэнтези.

Появляется очень нехарактерная для советской фантастики повесть Александра Мирера «Главный полдень» (позже вошедшая в состав романа «Дом скитальцев»). В ней описывается организованная попытка инопланетян захватить Землю, причём высадка происходит в сельской местности СССР.

Публикуется рассказ Азимова «Двухсотлетний человек», который сам мэтр считал одним из наиболее удачных своих творений. История робота, очень желавшего стать человеком, впоследствии была экранизирована Крисом Коламбусом.

Стивен Спилберг выпускает фильм «Близкие контакты третьей степени», в которой, помимо прочего, впервые появляется привычный нам сейчас образ «зелёного человечка» с вытянутой головой и большими глазами. Друг и коллега Спилберга Джордж Лукас снимает первую (четвёртую) часть «Звёздных войн», космической сказки, имевшей оглушительный успех во всём мире. Спецэффекты этой картины надолго стали эталоном в кинематографе, а восторгов аудитории хватило на несколько десятилетий.

Следующие две части картины появились в 1980-м и 1983-м годах.

Вышел собранный наследниками по черновикам автора «Сильмариллион» Джона Толкина — колоссальный приквел к «Властелину Колец», эпос, включивший в себя многие тысячелетия истории Средиземья.

Появляется роман Терри Брукса «Меч Шаннары» — первый из 14 будущих романов цикла, первая книга жанра фэнтези, попавшая в список бестселлеров «Нью-Йорк Таймс».

В СССР выходит третья и последняя часть романа Сергея Снегова «Люди как боги» — «Кольцо обратного времени». Это уникальная для советской фантастики величественная космическая опера, отчасти пародийная, отчасти вполне серьёзная.

Экранизация в СССР «31 июня» Джона Пристли открыла целую серию фантастических музыкальных комедий, к которым можно отнести «Чародеев», «Остров погибших кораблей» и другие.

Марк Захаров снял «Обыкновенное чудо» — первый из знаменитой серии его замечательных притчевых фильмов по произведениям Шварца и Горина.

Вышел первый выпуск единственного советского фантастического сериала «Этот фантастический мир», задуманный ещё как образовательная детская программа. В нём были экранизированы произведения Уэллса, Верна и Лема. Появившийся в том же году фильм Ричарда Доннера «Супермен» стал первой (и довольно удачной) попыткой Голливуда снять серьёзную полнометражную картину по комиксу (до сих пор на долю комиксов доставались только комедии и сериалы).

На телеканале ABC прошла премьера первого эпизода сериала «Звёздный крейсер «Галактика», с которого началась история ещё одной популярной межавторской вселенной.

Роберт Асприн в попытке повторить успех «Ксанфа» Пирса Энтони пишет повесть «Ещё один великолепный МИФ». Из этой повести вырастет один из самых популярных юмористических фэнтези-сериалов в мире.

Вышли и мгновенно стали детской киноклассикой «Приключения Электроника» по повести Евгения Велтистова. Для взрослой аудитории откровением стал наконец-то прошедший в ограниченный прокат «Сталкер» Андрея Тарковского по повести братьев Стругацких «Пикник на обочине».

В США через два года после «Близких контактов» Спилберга Ридли Скотт создаёт ещё одну этапную картину: фильм «Чужой» — о неуязвимом инопланетном чудовище, пробравшемся на корабль землян. С этого момента к образу дружелюбного спилберговского инопланетянина прибавился ещё один: безжалостный хищник Скотта.

Одной из первых ролей Мела Гибсона стал фильм «Безумный Макс», задавший классический канон постапокалиптического кинобоевика.

Дуглас Адамс публикует беллетризацию своей популярной радиопостановки — юмористический фантастический роман «Автостопом по Галактике», который в первые же месяцы разошёлся тиражом четверть миллиона экземпляров. Для научной фантастики этот роман стал тем же, чем позже станет для фэнтези цикл Пратчетта о Плоском мире.

Ричард Викторов заканчивает работу над фильмом-предостережением «Через тернии к звёздам» по сценарию Кира Булычёва. Все картины экологической катастрофы снимаются на территории СССР.

Выходит рассказ Брюса Бетке «Киберпанк», давший название новому жанру в фантастике.

Журнал «Уральский следопыт» учреждает премию «Аэлита» — старейшую на данный момент и одну из самых авторитетных премий в отечественной фантастике. Первыми её лауреатами стали братья Стругацкие за прошлогоднюю повесть «Жук в муравейнике» и Александр Казанцев за общий вклад в фантастику. В советской мультипликации фантастики практически не было, тем большую славу завоевал выпущенный Романом Качановым мультфильм «Тайна третьей планеты» по повести Кира Булычёва о приключениях Алисы.

Эмигрировавший в США Василий Аксёнов выпускает написанный в 1979 году «Остров Крым» — первый отечественный роман в жанре альтернативной истории, повествующий об СССР.

Выходит первый из четырёх фильмов Стивена Спилберга об археологе Индиане Джонсе — «В поисках потерянного ковчега». Джон Карпентер выпускает «Побег из Нью-Йорка» — чистейший образец киноапокалиптики 80-х.

Год выдался богатым на этапные кинокартины. Появляется ещё один спилберговский фильм-канон: «E.T.: Инопланетянин», признанный одной из лучших (одной из самых кассовых) лент мирового фанта- стического кинематографа. В то же время выходит этапная в карьере Арнольда Шварценеггера картина «Конан-варвар»,образцовое киновоплощение жанра «меча и магии». Французский режиссёр Рене Лалу заканчивает работу над полнометражным мультфильмом «Властелины времени». Впоследствии он стал первым полнометражным фантастическим мультфильмом, попавшим в советский прокат. Ридли Скотт выпускает экранизацию романа Филиппа Дика — картину «Бегущий по лезвию бритвы», одно из несомненных достоинств которой — великолепные панорамы мегаполиса будущего. Появляется первый фильм о виртуальной реальности «Трон», прославившийся невероятными для своего времени компьютерными спецэффектами. Хаяо Миядзаки выпускает экологическую постапокалиптику «Навсикая из долины Ветров», мультфильм фантастической красоты.

В издательстве Corgi выходит первый роман Терри Пратчетта из цикла о Плоском мире — «Цвет волшебства». Издание сопровождается радиопостановкой, и роман быстро завоёвывает невероятную популярность.

У Стивена Кинга тиражом 10 000 экземпляров выходит роман «Стрелок», первая часть его «главной работы» — цикла «Тёмная башня», написанного на стыке жанров фантастики, вестерна, фэнтези и хоррора. Издание остаётся не замеченным основными читательскими массами, и настоящую известность цикл обретает только шесть лет спустя — после выхода второй части и переиздания первой массовым тиражом.

В компании Games Workshop создаётся новый сеттинг для настольной игры под названием Warhammer. Впоследствии он становится основой для одной из самых успешных компьютерных, а позже и онлайновых игр.

В журнале «Уральский следопыт» начата публикация романа Владислава Крапивина «Голубятня на жёлтой поляне» — лучшего, по мнению критики, фантастического произведения писателя и одного из лучших образцов отечественной детской фантастики. Позже из этого романа вырастет цикл «Великий кристалл».

Выходит «Звёздный прилив» Дэвида Брина, роман, взявший дубль, — «Хьюго» и «Небьюлу». Это второй роман в «Саге о Возвышении» — повествовании о том, как новой молодой цивилизации войти в общую галактическую культуру.


В СССР были разогнаны многие клубы любителей фантастики, нормальная клубная работа прервалась на несколько лет. В том же году на экраны вышел пятисерийный фильм Павла Арсенова «Гостья из будущего» по книге Кира Булычёва, обретший огромную популярность и породивший один из самых крупных фэндомов в нашей стране.

В США состоялась премьера «Терминатора» Джеймса Кэмерона. История робота-убийцы, пришедшего из будущего, мгновенно завоевала огромную популярность и стала одной из вех фантастического кино.

Уэс Крейвен снимает фильм «Кошмар на улице Вязов» — культовый ужастик восьмидесятых, начало длинной эпопеи из шести фильмов про Фредди Крюгера, убийцу из снов, а Айвен Райтман — первую часть развесёлых «Охотников за привидениями», которые тоже не обошлись без продолжений и мультсериала по мотивам. Джо Данте снял отличный образец типичной для 80-х «комедии ужасов» — фильм «Гремлины».

Уильям Гибсон выпускает роман «Нейромант» — произведение, в котором были заданы многие каноны жанра «киберпанк».

У Глена Кука выходит роман «Чёрный отряд», положивший начало одной из самых величественных и мрачных фэнтезийных саг.

На экранах появляется первая часть трилогии Роберта Земекиса «Назад в будущее» — весёлый подростковый фильм о путешествиях во времени. Обаятельные герои, забавные спецэффекты и увлекательный сюжет сделали эту картину без преувеличения культовой.

Терри Гиллиам снимает «Бразилию», одну из самых интересных антиутопий мирового кинематографа.

Орсон Кард перерабатывает свой старый рассказ в роман и выпускает книгу «Игра Эндера» — вершину гуманистической фантастики. Книга о мальчике-полководце, который, сам того не зная, выигрывает межзвёздную войну и уничтожает негуманоидную расу, получила сразу обе главных премии — «Хьюго» и «Небьюлу».

В СССР выходит двухсерийный фильм «Письма мёртвого человека» — ядерная антиутопия по сценарию Вячеслава Рыбакова и Бориса Стругацкого, принёсшая создателям Государственную премию СССР.

Георгий Данелия снимает фильм «Кин-дза-дза» — пронзительную антиутопию, успешно замаскированную под комедию абсурда.

В Голливуде снимают «Горца» Рассела Малкэхи — фильм о бессмертных, которые тысячелетиями сражаются за некую мистическую награду. Фильм породил ряд продолжений, два сериала и довольно мощный фэндом.

26 апреля произошла авария на Чернобыльской АЭС. Помимо других последствий, в результате писатели-фантасты получили неисчерпаемый источник вдохновения; именно это событие можно благодарить (или винить) за бесконечное количество романов о таинственных «зонах» и запретных «сферах».

Выходит второй роман Пратчетта о Плоском мире — «Безумная звезда». Книга полностью повторяет успех своей предшественницы, и с этого момента романы начинают выходить ежегодно. Сейчас их количество достигает четырёх десятков.

В Польше вышел первый рассказ Анджея Сапковского о ведьмаке Геральте, который впоследствии станет героем семитомной саги и обретёт огромную популярность как на родине писателя, так и в России.

Состоялся триумфальный дебют Лоис Буджолд. Она выпустила сразу три романа из своего знаменитого «барраярского» цикла — «Осколки чести», «Ученик воина» и «Этан с Афона». Уже со следующего года автора начали выдвигать на премии, и к нынешнему моменту на её счету 16 наград, в том числе 8 премий «Небьюла» и «Хьюго».

Переехавший из Нидерландов в США Пол Верховен выпускает картину «Робокоп». Фильм о погибшем полицейском, из которого попытались сделать безжалостного киборга, стал очень популярным: впоследствии было снято несколько продолжений и телесериал.

К образу злого инопланетянина-ксеноморфа Ридли Скотта прибавляется ещё один типаж: Хищник из одноимённого фильма Джона Мактирнана. В жанре ужасов тоже прорыв: появляется первая часть «Восставших из ада» по роману Клайва Баркера — один из самых зрелищных и впечатляющих ужастиков того времени.

Вышел фэнтези-нуар Глена Кука о сыщике Гаррете — «Сладкозвучный серебряный блюз», первый из тринадцати (на данный момент) романов.

Под руководством Виталия Пищенко возникает ВТО МПФ («Всесоюзное творческое объединение молодых писателей-фантастов»), ставшее стартовой площадкой для множества авторов, которые составили славу российской фантастики девяностых и двухтысячных.

Выходит отдельной книгой один из лучших романов Кира Булычева «Посёлок» — о людях, сумевших на другой планете сохранить подобие цивилизованной жизни после аварии. Первая часть романа — «Перевал» — была написана ещё в 1980 году.

Тед Уильямс пишет «Трон из костей дракона», первую часть знаменитой фэнтезийной саги «Орден манускрипта».

Тим Бёртон снимает «Бэтмена» - фильм, положивший начало в кинематографе «комиксовому буму» последних двадцати лет.

В Японии выходит аниме-фильм «Призрак в доспехах» — яркий представитель киберпанка.

Дэн Симмонс публикует «Гиперион» — первую часть будущей тетралогии. Это одна из самых знаменитых книг 90-х, разворачивающая колоссальную панораму жизни галактического человечества.

Джордан Мехнер заканчивает работу над игрой Prince of Persia, одной из первых PC-игр, завоевавшей мировую славу. В ней впервые для создания персонажей использовалась технология ротоскопирования с последующей оцифровкой видео.

В СССР состоялась первая всесоюзная полигонная ролевая игра по роману Джона Рональда Руэла Толкина «Властелин Колец», собравшая около 120 участников и ставшая началом ежегодной традиции.

В СССР закрылась телепередача «Этот фантастический мир» — всего вышло около шестнадцати выпусков.

Принимается закон «О печати и других СМИ», отменяющий руководящую роль государства в вопросах печати, — и на одной шестой части суши начинается издательский бум, в том числе в фантастике.

В журнале «Химия и жизнь» выходит сатирическая притча «Затворник и Шестипалый» — второе опубликованное произведение Виктора Пелевина — и сразу же обращает на себя внимание как читателей, так и критиков.

Роберт Джордан пишет роман «Око мира», первую книгу цикла «Колесо времени», наверное, самого масштабного в истории фэнтези.

Сид Мейер создаёт «Цивилизацию» — стратегическую компьютерную игру, ставшую знаменитой во всём мире.

Вернор Виндж публикует «Пламя над бездной» - одну из самых мощных «галактических саг» в мировой фантастике.

Повесть Виктора Пелевина «Омон Ра» (о «поддельной» космонавтике) становится своеобразной эпитафией советской космической программе — во всяком случае, мифу о ней в общественном сознании.

Режиссёр Фрэнсис Форд Коппола в очередной раз меняет отношение аудитории к «низкому жанру», создав новую экранизацию «Дракулы», очень талантливо снятую и с совершенно звёздным актёрским составом (Энтони Хопкинс, Гэри Олдмен, Киану Ривз, Вайнона Райдер).

Вышел «Эльфийский клинок» Ника Перумова - первый роман трилогии о «Средиземье триста лет спустя». Кроме того, что это был первый официально изданный в России фанфик (хотя это слово ещё не вошло в обиход), эпопея Перумова оказалась ещё и первой отечественной фэнтезийной эпопеей, а сам Перумов — невольным родоночальником этого жанра в России. Тогда же появляется первая книга Елены Хаецкой «Меч и радуга», написанная под псевдонимом, но мгновенно завоевавшая признание и любовь читателей.

В издательстве William Morrow and Company выходит последний роман Роджера Желязны «Ночь в тоскливом октябре» — великолепная литературная игра, по мнению многих критиков, лучшее произведение мэтра.

Роман Майкла Суэнвика «Дочь железного дракона» становится если не первым, то наиболее ярким представителем сравнительно нового жанра «технофэнтези».

Спилберг выпускает первую часть «Парка юрского периода» — фильм, с которого началась новая эпоха спецэффектов. Динозавры в картине и впрямь выглядели фантастически реальными.

Телеканал FOX начал показ сериала «Секретные материалы». Сериал стал самой полной телеантологией фантастики, включающей почти все сюжеты, действие которых может происходить на Земле в наше время.

Компьютеризированные любители фантастики обрели Doom — самый известный и популярный в мире шутер от первого лица, официальные продажи которого перевалили за 150 млн копий. Действие в нём происходит на марсианской базе, захваченной демонами.

Выходит первый сезон сериала о космической станции «Вавилон-5», который по популярности сравнялся с таким патриархом жанра, как «Star Trek».

Фильм Гарольда Рэмиса «День сурка» задаёт ещё один классический сюжет: замкнутое временное кольцо. С тех пор этот сюжет многократно используется в кинематографе и в литературе.

Появилась премия «Странник» — первыми её лауреатами стали Андрей Столяров, Андрей Лазарчук и переводчик Александр Щербаков. Blizzard выпускает игру Warcraft — самую популярную стратегию в реальном времени.

Роланд Эммерих снимает фильм «Звёздные врата», заранее задуманный как франшиза. Фильм становится кассовым, и три года спустя в продолжение сюжета выходит телесериал. С тех пор в той же мультивселенной появились книги, мультфильмы, комиксы и многое другое.

Выходит «Волкодав» Марии Семёновой — книга о приключениях воина из племени веннов, сделавшая востребованным жанр «славянского фэнтези». Стоит заметить, что ни один из подражателей близко не подошёл к успеху «Волкодава», да и сама Семёнова так и не смогла его повторить. Также отдельной книгой выходит первая часть «Приключений Жихаря» Михаила Успенского — «Там, где нас нет», то же славянское фэнтези, но насквозь сатирическое и пародийное.

В Японии начинается показ «Евангелиона» — самого популярного аниме-сериала, истории о попытках человечества обороняться от нападений странных существ под названием «ангелы».

Появляется «Многорукий бог далайна» Святослава Логинова — роман на стыке многих жанров, реальность несуществующей компьютерной игры, превращённая автором в невероятно живой и настоящий мир.

При университете Канзаса был создан Зал славы научной фантастики: первыми в списки были внесены имена Альфреда Ван-Вогта, Джека Уильямсона, Хьюго Гернсбека и Джона Кэмпбелла.

Джордж Мартин выпустил «Игру престолов» — первую часть знаменитой эпопеи «Песнь льда и огня», эпической истории вражды средневековых королевств на фоне пробуждения древней враждебной магии.

Альтернатива толкиновскому канону фэнтези, в качестве основы использующая не мифологию, а реальную историю, кровавую и неромантичную.

В конце года выходит фэнтезийная игра Diablo, приключения в подземельях, полных нежити. А чуть раньше появляется Quake — наследник игры Doom, занявший её место на пьедестале фантастических шутеров.

Появляется первая книга Макса Фрая — «Лабиринт» («Чужак»), очень нестандартная фэнтези и одна из самых увлекательных литературных мистификаций конца века.

Выходят сразу три романа Генри Лайона Олди — «Путь меча» (о мире, в котором с людьми сосуществовало разумное холодное оружие), «Герой должен быть один» (мифологическая реконструкция Греции, в которой жил и совершал свои подвиги Геракл) и «Пасынки восьмой заповеди» (первый прецедент построения сюжета на основе восточноевропейской мифологии). С этого момента Олди считается несомненным классиком отечественной фантастики.

У Сергея Лукьяненко выходит «Лабиринт отражений» — первый отечественный роман о виртуальном пространстве.

Сразу двумя книгами («Ведьмин век» и «Пещера») «выстреливает» дуэт Марины и Сергея Дяченко: именно эти романы приносят соавторам популярность и целый букет премий и становятся событиями в отечественной фантастике.

С романа Андрея Белянина «Меч без имени» в России начинается бум юмористического фэнтези, не закончившийся до сих пор.

Барри Зоннерфельд оживил жанр фантастической комедии, сняв первую часть пародийных «Людей в чёрном». В Каннах состоялась премьера фантастической картины Люка Бессона «Пятый элемент».

В Великобритании выходит (и мгновенно становится «книгой года») роман никому не известной Джоан Ролинг о мальчике-волшебнике Гарри Поттере. Как и в своё время «Звёздные войны» Лукаса, книга жёстко задала новый тренд в мировой фантастической литературе: образцы «детского фэнтези» стали множиться, словно грибы.

Стартовал снятый по мотивам одноимённого фильма сериал «Баффи — истребительница вампиров», самая длинная (7 сезонов) «вампириана» в мировом кинематографе.

Жанр постапокалиптики пополняется знаменитой игрой Fallout — для неё была разработана новая система ролевых персонажей.

Сергей Лукьяненко пишет «Ночной дозор» - книгу, которая превратила его из любимца фантастического цеха в популярного массового писателя. Роман стал первым за долгое время (но далеко не последним) городским фэнтези в отечественном антураже, историей про «скрытую жизнь мегаполиса».

В Японии вышел фильм «Звонок», показывающий относительно новый вид фобий — фобии перед техническими средствами. Картина породила новый «субжанр» фильмов ужасов. Фильм вы можете посмотреть на диске этого номера «МФ».



Cостоялась премьера ленты «Матрица» братьев Вачовски, первой настолько многоплановой картины о виртуальном пространстве. Фильм мгновенно стал классикой и породил множество подражаний.

Спустя 20 лет Джордж Лукас вернулся к своему самому известному детищу и выпустил «первый» эпизод «Звёздных войн»: «Скрытая угроза». Премьера вызвала небывалый ажиотаж среди фанатов, очереди в кино занимали за сутки.









Брайан Сингер снимает первую часть «Людей Икс» — экранизацию одного из самых популярных комиксов Marvel Comics.

Выходит постъядерная антиутопия Татьяны Толстой «Кысь» — успешная, хотя и не оригинальная попытка автора «большой литературы» сыграть на жанровом поле.

Полка утопий пополняется замечательным романом Хольма Ван Зайчика (под этим псевдонимом укрылись один известный востоковед и один знаменитый фантаст) «Дело жадного варвара» — это детектив и альтернативная история о благополучном государстве, возникшем после слияния Китая, Орды и Руси. Сейчас цикл насчитывает семь книг.

В США состоялись премьеры первых частей двух самых знаменитых кинопроектов двухтысячных: «Властелина Колец» и «Гарри Поттера».

Вышел четвёртый роман Нила Геймана «Американские боги» — собравшая целый букет премий и сделавшая автора всемирно известным история о богах разных культур, привезённых поселенцами на американский континент.

Ле Гуин после долгого перерыва возвращается к миру Земноморья и выпускает сборник «Сказания Земноморья». Лоис Буджолд на время оставляет Барраяр и пишет оригинальную фэнтези «Проклятие Шалиона», так же, как и предыдущие романы писательницы, получившую множество наград.

Выходят сразу два романа начинающего писателя Вадима Панова о тайной жизни Москвы, в которой живут последние представители целого ряда дочеловеческих цивилизаций. Книги «Войны начинают неудачники» и «Командор войны» открывают один из самых успешных отечественных циклов двухтысячных.

Вера Камша выпускает романы «Тёмная звезда» и «Несравненное право» — первые книги нового фэнтезийного эпоса «Хроники Арции», который завоевал большую популярность и даже обрёл собственный фэндом — не слишком частое для России явление.

Блестящим романом «Джен Эйр, или Эйра немилосердия» дебютирует - после 76 издательских отказов - Джаспер Ффорде, открывая серию популярных юмористических произведений о Четверг Нонетот в мире, где литература является частью физической реальности.

На телеканале FOX состоялась премьера «космического вестерна» — сериала Firefly («Светлячок»). Канал признал показ неудачным, но сериал обрёл множество фанатов.

Святослав Логинов пишет роман «Свет в окошке» — новую оригинальную версию посмертного существования, лишённую религиозности и очень логичную.

Анджей Сапковский, триумфально завершив историю о ведьмаке Геральте, берётся за новый, условно фэнтезийный цикл на материале чешской истории и открывает его романом «Башня шутов».






В продаже появился конспирологический роман Дэна Брауна «Код да Винчи», обретший неожиданно громкую славу и породивший волну интереса к «тайнам истории».

Гор Вербински снимает первую часть фантастико-приключенческой трилогии «Пираты Карибского моря», одного из самых кассовых проектов Голливуда.

26 августа выходит первый номер журнала «Мир фантастики». Но о значении этого события для мировой фантастики мы скромно промолчим.

В Британии выходит роман Сюзанны Кларк «Джонатан Стрэндж и мистер Норрел» — великолепная стилизация под классическую английскую прозу XIX века. Роман в жанре альтернативной истории: что было бы, если бы в диккенсовской Англии существовала магия.

Начинается показ первого сезона сверхпопулярного телесериала «Остаться в живых» о группе людей, которые оказались на необитаемом острове, полном фантастических тайн.

Запускается многопользовательская ролевая онлайн-игра World of Warcraft по фэнтезийной вселенной популярной игры Warcraft, которая становится самой популярной MMORPG в мире. Число участников приближается к 15 миллионам.

Голливуд радует любителей фантастики ещё двумя масштабными постановками: экранизацией первой части «Хроник Нарнии» Клайва Льюиса и новой работой режиссёра Питера Джексона — очередной версией «Кинг-Конга».







В маленьком волгоградском издательстве выходит удивительная книга Сергея Жарковского «Я, Хобо: Времена смерти» — производственный роман на космическую тему, полный совершенно незнакомых реалий и написанный сложным языком с использованием сленга будущего.

После многолетнего перерыва издаётся полная версия романа Далии Трускиновской «Шайтан-звезда» — увлекательнейшая фэнтези, написанная на материале арабских сказок.




В Польше вышла великолепная компьютерная ролевая игра по серии книг Сапковского «Ведьмак», обретшая огромную популярность не только на родине, но и во всём мире: например, в США она вошла в дюжину самый продаваемых ПК-игр.

В том же году появился и постапокалиптический шутер S.T.A.L.K.E.R., в разработке которого использовались натурные съёмки Чернобыльской АЭС. Прямого отношения к «Пикнику на обочине» Стругацких эта игра не имела, но общих черт можно было обнаружить немало. Сразу вслед за игрой выходит и первый том мощного межавторского проекта новеллизаций игры — сборник рассказов «Тени Чернобыля».

Издан новый роман супругов Дяченко «Vita Nostra» — жёсткая и жестокая история об обучении и выходе за границы возможного, собравшая добрый десяток премий.

Премьера полнометражного мультфильма студии «Пиксар» «Валл•И». История последнего оставшегося на Земле робота-уборщика получила массовое признание и была названа вершиной фантастической анимации.

После долгого молчания Джеймс Кэмерон выпустил «Аватар» — масштабную 3D-картину о попытке земной корпорации покорить жителей другой планеты. Качество проработки внеземной жизни оказалось непревзойдённым. На сегодня «Аватар» признаётся критиками лучшим фантастическим фильмом всех времён.

История творится на наших глазах, подводить итоги пока рано. Поживём — увидим!

***

Примерно так мог бы выглядеть краткий обзор истории фантастики. Он получился действительно очень кратким, здесь нет ни слова об истории фантастической критики, не упомянуто множество авторов, даже таких масштабных и знаменитых, как Филипп Фармер, Сэмюэль Дилейни, Джин Вулф, Чайна Мьевиль или Андрей Лазарчук. Но если ещё хоть чуть-чуть расширить рамки, придётся писать не статью в журнал, а отдельную книгу.

Что касается последних нескольких лет, то прошло слишком мало времени, чтобы считать это время историей фантастики. Что именно из попавшего сегодня на полки магазинов или киноэкраны окажет влияние на жанр, станет понятно лет через десять, не раньше. Можно отметить лишь несколько событий, значимость которых несомненна уже сейчас.

Сто лет фантастики, часть вторая: 1962-2011
05.06.12
Тема месяца

You are receiving this email because you subscribed to this feed at blogtrottr.com.

If you no longer wish to receive these emails, you can unsubscribe from this feed, or manage all your subscriptions

Комментариев нет:

Отправить комментарий