вторник, 5 июня 2012 г.

Последние статьи на сайте "Мира фантастики и фэнтези" [expanded by feedex.net]: Бестиарий: Сверхъестественные существа Британских островов

Последние статьи на сайте "Мира фантастики и фэнтези" [expanded by feedex.net]
Последние статьи на сайте "Мира фантастики и фэнтези"
Бестиарий: Сверхъестественные существа Британских островов
Jun 4th 2012, 12:36

Врата Миров: Бестиарий: Сверхъестественные существа Британских острово...
Кратко о статье: Говорят, будто фэнтези основано на британском фольклоре. Но многие яркие образы Старой Англии, такие как келпи, боггарты и баргесты, в наши дни незаслуженно забыты. «Мир фантастики» исправляет эту несправедливость.

ЧИСТО АНГЛИЙСКОЕ ЧУДОВИЩЕ

СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ СУЩЕСТВА БРИТАНСКИХ ОСТРОВОВ

Сверху к ним навстречу
опрометью бежал крохотный
гоблин — пёстрая рубаха, которая
была ему велика, билась на ветру.
— Эль! — верещал он. — Эль!
Он остановился перед ними, еле
удерживаясь на ногах.
— Он скис! Весь этот заклятый
чан скис!
Клиффорд Саймак,
«Заповедник гоблинов»

Считается, что в основе современной фэнтези-мифологии, сложившейся в середине прошлого века, лежат сказки Британских островов, опирающиеся на великий кельтский эпос... Но не всё, что считается общеизвестным, правда. Лишь немногие из существ, населяющих современные фэнтези-вселенные, имеют отношение к английскому или ирландскому фольклору. А многие образчики настоящей британской нечисти почти не представлены в мирах меча и магии. И это печально, так как речь идёт о существах весьма колоритных, способных украсить собой повествование.

В Средние века одним из наиболее «келпиопасных» районов считались берега озера Лох-Несс. Не исключено, что истинная форма келпи — ящер. Недаром голова озёрного чудовища часто описывается как «лошадиная».

Разговор о чисто английских чудовищах стоит начать с водяного коня. Этот кровожадный оборотень не известен на континенте, но часто встречается на островах. О его распространённости говорит уже обилие имён монстра: келпи, агишки, брэг, баггейн, бугган, глэйштн, грант, дани, фука, пикси-жеребчик, эх-ушге, кабиллушти... В каждом графстве водяного коня именовали по-своему, но представление о нём было одинаковое. Всегда совпадали две основные детали: существо обитало в воде, а выходя на сушу, принимало вид лошади. Описание конской ипостаси оборотня как стройного, божественно красивого животного — классическое, но далеко не самое распространённое. Предания обычно говорят о «лошадке», пони или жеребёнке. Очевидно, мелкие келпи встречались чаще крупных.

Нередко оборотень, кроме лошадиной, имел ещё одну или несколько альтернативных форм — например, телёнка или овечки. А наиболее изощрённые особи перекидывались даже в людей, как правило, в молодых мужчин.

Если верить легендам, келпи не раз подводила жадность. Встретив целую компанию, он «брал на борт» всё новых и новых седоков, пока кто-нибудь не замечал, что лошадь стала длинной, как змея.

Выбор личин может показаться странным, но он был оправдан избранной монстром тактикой охоты. Келпи хотел, чтобы его поймали. Стоило жертве усесться верхом, незадачливый наездник намертво прилипал, и водяной конь уносил его в пучину. Где и пожирал, по странной прихоти оставляя от тела лишь печень или лёгкие. Любопытно, что долго удерживать человека келпи не мог, поэтому, случалось, многие недели добросовестно выполнял обязанности лошади, прежде чем вода оказывалась на расстоянии броска.

Естественно, такой способ ловли хорош только против мужчин. Девушки куда реже пытались захомутать незнакомую лошадь. Другое дело — доверчивый заблудившийся телёнок... А уж тем более — прекрасный принц.

Келпи появлялся как ночью, так и днём. Оборотень мог поселиться везде — в море, озере, реке, даже в мельничной запруде. Конечно, из заливов выходили целые стаи (вернее, табуны), а в небольших водоёмах и речных омутах скрывались лишь отдельные особи. Но и они представляли нешуточную опасность. Рассказывают, что однажды водяной конь унёс и съел сразу семерых детей. А если монстр и не трогал лю- дей, то истреблял овец и коров, разоряя фермеров.

Не все келпи были свирепыми чудовищами — многие из них были всего лишь озорниками. «Искупав» седока в реке, они отпускали его вымокшим до нитки, обескураженным, но невредимым. Кроме того, в их арсенале было множество других злых, но не смертельных шуток. Ведь озорные келпи умели перевоплощаться куда лучше, чем кровожадные. Некоторым из шутников ничего не стоило притвориться не просто человеком, а несколькими людьми сразу.

Мистическую связь между лошадями и водой усматривали многие народы. У греков бог морей Посейдон одновременно «заведовал» и коневодством

Мифическая фауна рек и озёр Англии до сих пор не попадала в бестиарии фэнтези-миров. Хотя существа эти воистину поразительны. Например, аванк — то ли покрытый мехом крокодил, то ли огромный хищный бобёр. Не менее удивителен Ламбтонский червь, подстерегающий жертвы на дне неглубоких рек, чтобы обвить и удушить, как питон. Рубить его бесполезно: куски червя ползут друг к другу, соединяются и немедленно срастаются. Но вне конкуренции лламхигин-и-дур — крылатые и хвостатые жабы ростом с человека. Это свирепые охотники, которые нападают на овец и даже похищают одиноких рыбаков с берегов рек. С душераздирающими воплями они выпрыгивают из зарослей, сшибают ошеломлённую жертву в воду и топят.

Как можно судить по старинным преданиям, безвредными шутниками чаще всего становились келпи, живущие вдали от больших водоёмов. В этом есть логика: тому, кто живёт в неглубоком омуте, опасно охотиться на людей. Озлобленные крестьяне могут подкараулить и убить. Келпи можно было поразить обычным железом, которое считалось «антимагическим» металлом. Бойцом же оборотень оказывался неожиданно слабым. Растерзать человека он был способен только под водой.

Никто не знает, как выглядит водяной конь в родной стихии. Обычный, «континентальный» оборотень — всегда человек. Это колдун, умеющий превращаться в зверя (версия о «болезни» или «проклятии ликантропии» возникла лишь в Новое время). Но келпи не принадлежит к роду людскому, даже копировать внешность человека умеет плохо — забывает спрятать конские уши и копыта. С другой стороны, он и не лошадь. Что же это за «оборотень» без истинного обличия?

Есть основания полагать, что келпи на самом деле не выглядит никак. Это лишённый плоти дух рек и морей, творящий тело из подручных материалов и придающий ему законченный вид иллюзиями. В пользу этой версии говорит тот факт, что если водяного коня удавалось убить на суше, его туша обращалась в кучу медуз или гниющих водорослей.

На Британских островах гномы известны под названием «коблинаи», или «стуканцы». Созвучие названия с «гоблинами» случайно, но современные фэнтезийные гоблины внешность и подземный образ жизни унаследовали именно от коблинаев.

Стуканец достигает трёх футов ростом. Бороды нет. Кожа тёмная от въевшейся пыли. Длинные руки свисают почти до широких, плоских ступней. Одет в обноски шахтёрской робы и обут в тяжёлые грубые башмаки. Завершающий штрих — цветная бандана, украшающая непропорционально крупную голову. Именно повязка, а не колпак, как у немецких гномов-бородачей.

Сходство между коблинаями и гоблинами чисто внешнее. Стуканцы были добрыми. Если шахтёры проявляли к ним уважение, оставляли в шахтах еду и старую одежду, коблинаи могли указывать жилы и предупреждать об опасностях. В худшем случае обиженный коблинай шумел и кидал небольшие камни. Делить им с людьми было нечего. Сами они руду не добывали, предпочитая весело проводить время. Никто не видел коблиная с топором, да и кирку они брали в руки нечасто.

У берегов Британии обитают два типа русалок. Мерроу — обычные люди с хвостами вместо ног. У них есть перепонки между пальцами рук, но нет жабр. Дышать под водой им позволяют волшебные шапочки, сделанные на суше. Интересно, что мерроу делятся на два пола: женщины ослепительно красивы, а мужчины уродливы и зеленокожи. В отличие от опасных русских мавок, мерроу не топят пловцов. Они даже предупреждают рыбаков о приближении шторма. Души утопленников мерроу заключают в раковины и хранят.

Дружественны людям селки, или роаны — шотландские морские оборотни, принимающие форму тюленя. Селки живут на дне в дворцах из перламутра, но в погожие дни выходят на берег, чтобы порезвиться в человеческом обличии. Нередко, потеряв сброшенную тюленью шкуру и с ней возможность вернуться в море, они навсегда остаются людьми.

Острые уши современные эльфы унаследовали, вероятно, от «плохо превратившихся» келпи. Во всяком случае, в описании другой английской нечисти этот признак не упоминается.

В буках и дубах Англии обитают добрые дриады — «зелёные дамы». Но в берёзах селятся их злобные сёстры — «белые руки». Прикосновение призрачных ладоней к волосам старит его, а к сердцу — убивает.


Повторяющиеся сказания о водяных конях, скорее всего, объясняются природными условиями Англии и Ирландии. На морском побережье островов нередко можно было видеть следы копыт, уводящие в морскую пучину. Их оставляли табуны обычных лошадей, когда те обходили прибрежные скалы или пересекали залив по обнажившемуся во время отлива дну. Но древние кельты не меньше современных людей любили усматривать в самых заурядных и объяснимых явлениях мистику или заговор.


Британские домовые зовутся брауни, от слова «браун» — «коричневый», «бурый». В честь очень смуглого цвета кожи, не оценить который невозможно, так как брауни чаще всего расхаживают голышом. Почему англосаксонский домовик так напоминает африканца двух футов ростом — тайна веков.

Британские мегалиты — слишком древние и мистические сооружения даже для фэйри. Нечисть избегала и побаивалась их.

Не всякому домовому можно доверить деньги. Кроме брауни, есть ещё доби — внешне неотличимые от брауни, но очень глупые человечки. Доби слишком легко обмануть, и они сами отдадут сокровище первому встречному.

Люди боятся баньши и считают их злыми духами. Но серые плакальщицы не насылают смерть, а только предупреждают о её приближении.

Как и прочие домовые, коричневые человечки считают главным своим занятием помощь по хозяйству. Конечно, разругавшись с хозяевами дома, они могут и вредить, устраивать досадные, но не опасные каверзы. Но в целом брауни существа полезные. Питаются они овощами и фруктами, поэтому охотно присматривают не только за домом, но и за огородом.

Необычно другое. Английский домовой так близок к природе, что не живёт в доме. Брауни селятся в саду, устраивая норы под корнями или гнёзда в кронах деревьев. Убежища эти — колдовские. Днём норы не видны и открываются (в том числе и для самих хобгоблинов) только по ночам.

Умение мастерски маскировать собственные жилища позволяет брауни оказывать своим хозяевам услугу, которая не значится в прейскуранте континентальных домовиков. «Бурые» принимают на хранение ценности. Ведь из нор, в темноте невидимых, а днём уходящих в иное измерение, никто ничего не украдёт.

Ещё одна необычная особенность английского домового — умение менять облик. Разозлённый или напуганный брауни превращается в боггарта — бесформенное лохмато-волосатое чудище с длинными руками и копытцами на ногах. Вероятно, эту форму надлежит считать «боевой», но для человека боггарт совершенно не опасен. Он же маленький.

В близком родстве с брауни находится пак, шаловливый лесной фэйри ростом с ребёнка, любящий сбивать путников с пути и заставлять их подолгу блуждать в трёх соснах. Но лесная жизнь — не сахар, так что и пак при случае охотно переквалифицируется из леших в домовые.

Шотландские домовики — броллаханы и уриски — крупнее, и они постоянно носят воинственное обличие боггарта. Живут же преимущественно на природе, лишь время от времени перебираясь в человеческие поселения. Но самый необычный домовой живёт на острове Мэн. Это файнодери — могучий боггарт ростом с человека. Естественно, прятаться за камином такому богатырю не с руки, да и домашним хозяйством заниматься стыдно. Единственный из всех домовиков, файнодери предпочитает мужскую работу — помогает крестьянам в поле.


Одежда играет удивительно большую роль в британском фольклоре. Некоторые волшебные народы сами ткут себе наряды, но большинство одевается за счёт человека. Реакция фэйри на предложенные обноски очень разнообразна. Некоторые гоблины охотно примут старую куртку в уплату за помощь. Другие же, получив в дар одежду, напротив, могут возгордиться и работать больше не станут. А лесной пак, принципиально расхаживающий нагишом, в ужасе убежит, если предложить ему рубашку или штаны.


Мифология старой Англии полна упоминаний о гоблинах и эльфах. Но заимствованное после норманнского завоевания из старофранцузского языка слово «гоблин» так же, как и родное британское «фэйри», обозначало не какой-то конкретный тип сверхъестественных существ, а всю нечистую силу разом. Очень широко трактовалось и понятие «эльф». Например, водяной конь — типичный гоблин. Брауни же мог именоваться фэйри, хобгоблином или эльфом с равным успехом.

Сам Толкин в раннем стихотворении «Шаги гоблинов» использует слова «гоблин» и «эльф» как синонимы. Позже писатель пришёл к выводу, что неразбериха в терминологии недопустима, и ввёл систему, благополучно действующую до наших дней. Но и в первых набросках Современной Мифологии гоблинами (а затем гномами) именовались нолдоры. Если бы позже Профессор по каким-то причинам не передумал, в нынешних мирах меча и магии высокие гномы или бессмертно-прекрасные гоблины воевали бы против отвратительных ночных эльфов.

Но каким же представал Дивный народ в подлинных средневековых сказаниях Англии? В основу местного фольклора, несомненно, легли кельтские предания об ушедших под холмы племенах богини Дану, и германские — о диковатых лесных и речных духах, альвах. Время шло, бритты и саксы сплавлялись в единый народ, и миф постепенно менялся.

Легенды о гремлинах — бесах, облюбовавших технику — появились лишь в прошлом веке. Но возникли они не на пустом месте. Предками гремлинов-авиаторов были британские клабаутерманы — духи кораблей, селившиеся в носовых фигурах. Клабаутерман для судна был как домовой для здания. Одетый по военно-морской моде человечек с трубкой в зубах помогал старательным матросам, наказывал бунтовщиков и лентяев. Его особым расположением пользовался судовой плотник — в те время фактически «старший механик» корабля. Клабаутерманы обожали стук топора и работу по дереву.

Похожие духи — килмулисы — жили на английских мельницах. Они присматривали за порядком и жерновами, требуя в награду только угощение. Да и того не съедали. Рта у киллмулиса не было, только огромный, в половину роста, нос. Так что питались «мельничные» исключительно запахами и мучной пылью.

В крошек-эльфов с крыльями насекомых англичане никогда не верили. Они появились в англоязычной детской литературе лишь в Новое время.

Лишь ирландские дини ши и ферришин с острова Мэн сохранили аристократические замашки. От племён Дану они унаследовали подземные дворцы, из которых иногда ночами, поднимая целые холмы на огненных столбах, выезжали на поверхность, чтобы устроить псовую охоту или рыцарский турнир. Но если дану были роста почти великанского, то дини ши измельчали и редко вырастали выше пяти футов.

Под землёй, в полых холмах, проживало и большинство английских эльфов, именовавшихся по этой причине холмовиками, или хогменами. Это был низкорослый народ, по описанию похожий на хоббитов. Но только отчасти. Хогмены боялись солнца и лишь ночью выгоняли свои стада на подлунные пастбища. Кроме того, холмовики умели наводить порчу, при желании становились невидимыми или меняли внешность. Всеми своими способностями эльфы были обязаны волшебной одежде — стеклянным башмакам или красным колпакам с серебряными бубенчиками.

Отношения между народцем холмов и крестьянами чаще всего оставались добрососедскими. На территории хогменов не рекомендовалось пасти скот. К эльфам нужно было проявлять уважение. За любые услуги, даже самые незначительные, холмовики щедро платили: у каждого подземного эльфа был целый сундук золота. Отношения с хогменами осложняло только то, что жители холмов часто похищали человеческих детей. Взамен они оставляли своих отпрысков-подменышей — низкорослых, уродливых, капризных, но нередко наделённых сверхъестественными способностями.

Много общего с пикси имели водные эльфы — никси, проникавшие из Волшебной страны в мир людей через реки и омуты. Узнать этих фэйри можно было по мокрым волосам и зелёным зубам.

«Собака Баскервилей» из одноимённой повести Артура Конана Дойла тоже тесно связана с мифологией. В Старой Англии огромные чёрные псы с огненными глазами именовались баргестами, боуги или гримами.

По одной из легенд, это псы Одина, отставшие от Дикого Гона. Но «скандинавскую» версию можно поставить под сомнение: баргест слишком похож на другую британскую нечисть. Подобно келпи, он полиморф и способен принять облик рогатого гуманоида с клыками и когтями или чёрного шара. Общее есть у гримов и с баньши: вой баргеста может предвещать скорую кончину. Хотя чаще всего оказывается, что баргест просто пугал.

Ни в одной из форм огнеглазое чудище не пускает в ход клыки. Несмотря на устрашающую наружность и склонность бродить по кладбищам, баргест безвреден. Он всего лишь «голограмма», бестелесный призрак. Баргест — дух-хулиган, юмор которого такой же чёрный, как его шерсть. Если его игнорировать, он обидится и в отместку начнёт, например, звонить в колокола, созывая селян тушить несуществующий пожар.

В отличие от трансильванских вампиров, британские глейстиги перекидываются не в летучих мышей, а в воронов.

Песни и скрипки эльфов заставляли, забыв всё на свете, плясать до упаду. Самое удивительное, что волшебная музыка при этом описывалась как фальшивая, однообразная и заунывная.

Кроме подземных эльфов, существовали и лесные — пикси. Жили они, впрочем, не в чащобах, а в параллельном мире — Стране чудес или Волшебной Стране. Но их измерение пересекалось с миром людей именно в лесах, чаще всего вблизи болот или в других уголках, пользующихся дурной славой.

Пикси отличались красотой, а ростом не уступали людям, хотя по желанию могли становиться крошечными или перекидываться в животных. Способностями своими они, как хогмены, были обязаны волшебным шапочкам. Узнать эльфов можно было только по прищуренным, непривычным к свету глазам, а также по расшитой кружевами и бубенцами одежде психоделических расцветок. Эльфы предпочитали носить ярко-зелёные рубашки, голубые куртки и бриджи, красные чулки и колпаки. Видимо, они полагали, что именно такая цветовая гамма лучше всего гармонирует с их рыжими или золотистыми волосами. Не исключено, впрочем, что они, как и другие ночные существа, просто являлись дальтониками.

Насколько можно судить, основным, если не единственным занятием пикси в нашем мире было заманивание людей в Волшебную страну. О целях этого мероприятия летописи молчат, но, судя по разнообразию и изощрённости методов ловли, результат был чрезвычайно важен для эльфов. В ход шли круги на полях и подброшенный на тропинки волшебный дёрн — ловушки, ступив в которые жертва проваливалась в иной мир. Блуждающие огоньки заводили путников если не прямо в Дивнолесье, то на облюбованную эльфами поляну. Ожидая гостей, пикси времени не теряли — устраивали пикник и пляски под луной. Присоединяться к их веселью сказания настоятельно не советовали. Опаснее всего было принимать от фэйри угощение: оно гарантировало полную амнезию и пробуждение в Стране чудес.

Как правило, эльфы селились целыми общинами. Исключение составляли ирландские лепреконы, предпочитавшие уединение. В остальном эти карлики полностью соответствовали описанию эльфов. Жили они под землёй и прятали горшки с золотом, применяя для маскировки тайников приёмы, явно заимствованные у брауни. Как и прочие фэйри, лепреконы обожали крикливую одежду в стиле XVII века, то есть той эпохи, когда сказки были записаны и облик существ стал каноническим. До этого момента эльфы носили праздничные крестьянские наряды, соответствующие моде текущего века.

Как и прочие жители холмов, лепреконы варили пиво, отведав которого, можно было потерять память либо и вовсе отправиться в Дивную страну без обратного билета. Обожали ирландские гномы и вино, но делать его сами не умели. Так что наткнуться на лепрекона чаще всего можно было не в лесу, а в собственном винном погребе. Некоторые из них даже селились среди бочек и превращались в погребных духов — клариконов. Эти духи безжалостно карали слуг, тайком прикладывающихся к хозяйским запасам.


Как известно, эльфы — лучшие лучники в фэнтези. Но почему волшебный народ стал ассоциироваться с оружием, в Средние века считавшимся слабым и плебейским? Вероятно, в основе мифа лежит «эльфский болт» — крошечная отравленная стрелка, которую холмовик мог пустить в обидчика. В средневековой Англии внезапную необъяснимую смерть часто списывали на происки обиженных фэйри.


***

Британские фэйри делятся на Благой и Неблагой дворы. Первый объединяет не очень злые народы. Второй — очень злые. Границу определить трудно.

Баги (они же багабу, богглы, багбиры или буки) — это монстры, преследующие исключительно непослушных детей. Они делятся на дневных и ночных. Типичный ночной баг мохнат, у него цепкие ледяные ладони и небольшой рост, что позволяет ему скрываться в шкафу или под кроватью. Как правило, чудище лишь пугает, корчит рожи из тёмных углов. И только самых негодных мальчишек и девчонок баг хватает и пытается утащить в своё пыльное логово. Всегда неудачно.

У каждого из дневных багов есть собственное имя, внешность и сферы деятельности. Например, Ленивый Лоренс подстерегает воришек в чужих фруктовых садах. А длинноволосая, вооружённая кривыми когтями Дженни Зелёные Зубы хватает сорванцов, купающихся в прудах и реках без присмотра старших. Дженни — единственный баг-убийца. Она не шутит.

Традиционные средства — распятие, молитва или железная иголка, спрятанная за воротом, — бессильны против багов. Если ночные чудища хотя бы боятся света, то дневные баги убегают лишь при появлении взрослых.

К безусловно злым гоблинам относятся красные колпаки — клыкастые карлики, живущие в развалинах и красящие шапки человеческой кровью. В отличие от других фэйри, колпаки не боятся железа. Компанию им в развалинах составляют сприганы, уродливые злобные гномы, также использующие сталь и способные вырастать до размеров крепостной башни. В подземельях скрываются корреды, внешность которых в страшном сне не приснится: черная кожа, красные светящиеся глаза, острый горб на спине, когти и копыта. Спасти от корредов может только музыка, к которой владеющие магией чудища неравнодушны. Если развеселить корреда, он предскажет судьбу.

Очень опасны шотландские вампиры — глейстиги и бааван ши, красавицы, скрывающие под длинными зелёными платьями козьи или оленьи копыта. Но и среди глейстигов встречаются добрые, готовые помочь если не каждому человеку, то тем, кто им понравится.

В Англии каждый гоблин сам выбирает свой Двор. Ведь волшебный мир — не загробное царство. Добро и зло существуют в нём так же, как и в мире реальном. Сказка должна очаровывать, а не поучать.

  • Роберт Бёрнс (в переводе Маршака) «Стихи»
  • Клиффорд Саймак «Заповедник гоблинов»
  • Вальтер Скотт «История Шотландии. Дедушкины рассказы»
  • Уильям Шекспир «Макбет»
  • «Корриганы» (комикс)
  • «Чуть-чуть безумства: Иггук» (комикс)
  • Heroes of Might and Magic 3 (1999)
  • Baldur's Gate 2: Shadows of Amn (2000)
  • Neverwinter Nights (2007)
Бестиарий: Сверхъестественные существа Британских островов
04.06.12
Врата миров

You are receiving this email because you subscribed to this feed at blogtrottr.com.

If you no longer wish to receive these emails, you can unsubscribe from this feed, or manage all your subscriptions

Комментариев нет:

Отправить комментарий