Умение раствориться в окружающем ландшафте человек позаимствовал у дикой природы. Ещё первобытные охотники, отправляясь в лес, знали: хочешь вернуться с добычей — умей стать незаметным. Однако в военное дело маскировка пришла относительно недавно; ещё каких-то полтора века назад солдаты выделялись яркими мундирами — и в толпе, и на поле боя.
До изобретения скорострельного оружия особой нужды прятаться не было, война велась по другим правилам. Строй шёл на строй, и в сутолоке массовых сражений разнообразие цветов и форм обмундирования позволяло солдатам отличать своих от чужих, а стоящим в отдалении генералам — отслеживать перемещение боевых единиц и прочие нюансы тактической обстановки.
***
Обмундирование невзрачных оттенков в эпоху войн второго-третьего поколения встречалось как исключение — у каких-нибудь казаков-пластунов, егерей и трапперов, в отрядах, сформированных из туземного населения. Например, в Индии середины XIX века английские колониальные войсковые подразделения, набранные «на месте», одевались в мундиры грязно-бежевого цвета — по-индийски и по-персидски его так и называли — «хаки», то есть «грязный», «пыльный».
***
Спустя несколько десятилетий и сами британцы вынуждены были переодеться в невзрачные цвета — случилось это во время англо-бурской войны (1899–1902). На выжженном солнцем плоскогорье Трансвааля солдаты английских регулярных войск в своих красных мундирах оказывались прекрасными мишенями — при этом поселенцыбуры, научившиеся у африканских племён искусству маскировки, умели быть практически незаметными. И тогда было принято беспрецедентное решение: переодеть все английские подразделения в Южной Африке в мундиры «драб» — цвета африканского бушвельда. Или «цвета конского навоза», как презрительно называли его некоторые гордецы из числа офицеров — ещё бы, ведь мундир так хорошо помогал прятаться в кустах! Впрочем, результаты этого преобразования не замедлили проявиться, и смертность среди английских солдат значительно снизилась.
***
Расцветки эпохи Первой мировой войны были однотонными, причём заметно различающимися в вооружённых силах разных стран — соблюдался принцип различия «свой-чужой». Так, немцы носили «фельдграу», англичане — «драб», русские, французы и японцы тоже надевали мундиры своего камуфляжного оттенка.
***
Научная мимикрия берёт начало в работах американского художника Эббота Хэндерсона Тейера. К концу жизни он увлёкся наблюдениями за природой и в 1909 году опубликовал книгу, где наглядно проиллюстрировал принципы, позволяющие животным успешно маскироваться (фотография — как раз из его книги). Это не только покровительственная окраска, но и, например, яркие полосы, разбивающие фигуру на части, пятна разных оттенков и размеров, имитирующие светотеневой рисунок, тёмный оттенок участков, чаще обращённых к солнцу, и светлый у тех, что обычно находятся в тени.
***
В период между мировыми войнами во всех развитых государствах велись разработки «идеального» камуфляжа. И в Советском Союзе была создана Высшая школа военной маскировки, где к 1927 году разработали три первых прототипа, а в 1930-е было налажено изготовление ткани маскировочной расцветки, прозванной впоследствии «Амёбой» за форму пятен. Из неё шились маскхалаты, использовавшиеся, к сожалению, только снайперами и в спецподразделениях. В нацистской Германии с производством и использованием камуфляжа дело обстояло лучше: до войны и в ходе неё были разработаны более 30 различных расцветок, многие из них использовались на фронте – например, знаменитые эсэсовские «осколочные» расцветки (которые в последние десятилетия были возрождены в виде чрезвычайно эффективного бундесверовского камуфляжа Flecktarn).
***
По окончании войны наработки немецких учёных не пропали даром: ими заинтересовались страны-победители. Так, например, известный советский камуфляж «Берёзка» с незначительными изменениями был взят у немцев. Вообще заимствование удачных камуфляжных расцветок во второй половине XX века — явление обычное. Тот же американский Woodland, ныне снятый с производства, породил множество клонов по всему миру.
***
Каковы сегодняшние тенденции маскировочного дела? Создать «идеальный» камуфляж уже никто не пытается. Многие государства остановились на собственной основной расцветке, наиболее подходящей для ведения оборонительных боевых действий на преобладающих территориях в своих границах (в России, например, это «Флора» и «Цифровая флора»). Кроме того, существует множество расцветок для действий в определённое время года и в определённых местностях: зимние, осенне-весенние, горные, пустынные, городские и т.д. Для нужд спецподразделений изготавливаются иногда и вовсе специфические расцветки: например, поздневечерние для операций в определённый часовой промежуток или яркие для маскировки в цветущих альпийских лугах, или даже розовых оттенков под цвет пустыни утром.
***
В спецподразделениях, помимо формы определённой расцветки, используются маскировочные костюмы, а сама одежда снабжается шлёвками для крепления веток, пучков травы, листьев и т. п. Иногда другая камуфляжная расцветка (для иной местности или для ночных действий) наносится на внутреннюю сторону одежды, чтобы форму можно было носить и навыворот.
Камуфляжные расцветки, которые наносятся на танки и другую наземную технику, в целом соответствуют общим принципам. К маскировке самолётов и вертолётов есть два подхода: их либо делают незаметными на небольших расстояниях (и тогда на них рисуют пятна), либо красят в однотонный серый цвет, чтобы сделать невидимыми издалека. Последний принцип используется и для покраски военных кораблей. А вот в начале XX века, когда авиация использовалась редко, но уже получили распространение субмарины, океанские корабли — и военные, и мирные — разрисовывали яркими цветными линиями и фигурами, чтобы наводчику издалека трудно было определить, где у корабля что находится, и правильно прицелиться торпедой по жизненно важным частям. |
***
Современные маскировочные ткани скрывают человека не только от невооружённого глаза, но и от приборов ночного видения. В последнее время всё большее распространение (в том числе и в ВС РФ) получает «цифровой» камуфляж (патент 1984 года) — с пятнами, похожими на рисунок из квадратных пикселей. Рассчитанные на компьютере, они маскируют как вблизи, так и на расстоянии, сливаясь в более крупные пятна. «Цифровой» камуфляж хорош ещё и тем, что делает относительно невидимым не только неподвижного, но и перемещающегося человека.
***
Какими средства маскировки станут в будущем? Нетрудно предположить, что это будут костюмыхамелеоны, способные менять свою расцветку на лету, а то и вовсе воплотится в реальность придуманный фантастами термооптический камуфляж, делающий человека абсолютно неразличимым ни в одном световом диапазоне. Ходят слухи, что в секретных лабораториях уже есть плащ-невидимка…
Комментариев нет:
Отправить комментарий