Высоты боятся многие. При мысли о высоте нам представляется свистящий в ушах воздух, стремительно приближающаяся земля, и — верная смерть. Но стоп! Так было лишь до изобретения парашюта. Сегодня же пощекотать нервы затяжным падением может любой желающий. Без риска для жизни. Ну, почти без риска.
Догадка о том, что можно упасть с большой высоты и не разбиться насмерть, существовала ещё в древности. Об устройствах для парения и снижения рассказывают старинные китайские рукописи. Мореплаватели-европейцы, ходившие в Азию, видели там акробатов, медленно спускавшихся с высоты на больших зонтах. Устройство, напоминающее современные парашюты, в XIII веке описал естествоиспытатель Роджер Бэкон, а двумя столетиями позже Леонардо да Винчи сделал чертёж «шатра, чтобы бросаться с любой высоты».
***
Известны притчи о «летающем епископе», который в XVI веке прыгал с колокольни при большом стечении народа и спасался с помощью изобретённого им замедлителя падения. А в 1777 году сорбонский профессор де Фонтаж испытал «летающий плащ» на приговорённом к смертной казни преступнике, которому обещали жизнь и свободу, если он спасётся. Как ни странно, приговорённый приземлился в целости и сохранности. Впрочем, поскольку подобные конструкции изготавливались «на глазок», без предварительных расчётов и представлений о свойствах воздушной среды, то куда чаще испытания заканчивались печально.
***
До наступления эры монгольфьеров все эти изобретения были не более чем смелой игрой ума. Когда же человек всерьёз взялся за покорение небесной стихии — тут появилась и реальная необходимость спасать его от болезненных падений. Парашюты стали появляться один за другим. Название «парашют» (франц. «против падения») дал своему изобретению Луи Себастьян Ленорман в 1783 году; двумя годами позже другой изобретатель, Жан-Пьер Бланшар, стал первым успешно спасшимся при взрыве аэростата. А уже в 1793 году Андре-Жак Гарнерен гастролировал по Европе, и даже заезжал в далёкую Россию, демонстрируя публике парашютные прыжки.
***
Парашют постепенно претерпевал изменения, от «зонтика» или «палатки» эволюционируя к знакомому нам «куполу в ранце». Бланшар отказался от жёсткого каркаса, заменив его складывающимися спицами, а Гарнерен впоследствии и вовсе сделал парашют полностью матерчатым. На протяжении века со времени изобретения Ленормана парашют был частью конструкции аэростата, соединяющей гондолу с оболочкой, только с 1880-х его стали свободно подвешивать сбоку.
***
Серьёзными недостатками первых парашютов было нестабильное поведение в воздухе, раскачивание и вращение. Проблему пытались одолеть, ставя распорки, делая разрезы, пристраивая снаружи «паруса», а англичанин Роберт Кокинг попробовал сделать парашют в форме конуса вершиной вниз (и разбился в первом же прыжке). Наконец, астроном Жером де Лаланд предложил делать отверстие в вершине купола — выходящий из него вертикальной струёй воздух стал стабилизирующей осью (такое отверстие, называемое «полюсным», на круглых куполах есть до сих пор).
***
А потом появились самолёты. На медленный аэростат можно привесить любую тряпку, а в самолёте парашют надо складывать и прятать, да ещё чтобы он оставался работоспособным. Предлагали убирать парашют в хвост самолёта, в сиденье и даже укладывать его вокруг лётчика. Наиболее удачной оказалась конструкция, изготовленная русским актёром и изобретателем Глебом Котельниковым: его парашют убирался в спинной ранец. Котельников изготовил три модели РК («ранцевый Котельникова»). Ряд элементов парашюта РК-3 без особых изменений используется до сих пор: мягкий конвертообразный ранец, вытяжное устройство в форме маленького парашютика и подвесная система с плечевыми и ножными обхватами.
***
Уже в годы Первой мировой войны зарубежные самолёты стали обязательно комплектовать парашютами. В России же армейское командование смотрело на парашюты с подозрением: бытовало мнение, что лётчики, дай им только возможность, станут сигать вниз при первой опасности, разбивая дорогостоящую технику. Однако после того, как Михаил Громов в 1927 году продемонстрировал успешное спасение из заштопорившего самолёта, отношение к парашютам переменилось. В 1930 году был построен первый советский парашютный завод (город Иваново).
***
Позже парашют из «последней надежды» для пилотов превратился в средство для забрасывания диверсантов и даже штурмовых отрядов на территорию противника. Появился новый род войск: воздушно-десантные силы.
***
Массовое использование парашютов для тренировочных, десантных, а позже и спортивных прыжков требовало большей безопасности. На парашютистов стали надевать сразу два парашюта, основной и запасной; кроме того, были изобретены страхующие приборы (AAD), способные открыть парашют на необходимой высоте при любых погодных условиях, даже если лётчик потеряет сознание.
***
Какой только формы не делались парашюты: квадратные, треугольные, крестообразные, с разрезами и отверстиями различной величины…
Почти всю свою историю парашют был «зонтиком», и только в последние десятилетия превратился в «крыло». Однако был и третий путь: подражание белкам-летягам. Принцип плаща-парашюта таков: между руками и ногами падающего человека создаётся искусственная перепонка, позволяющая ему парить. И хотя площадь её недостаточна, чтобы замедлить скорость падения до безопасной, тем не менее перепончатые костюмы, называемые «вингсьютами», сейчас широко используются любителями полетать в горизонтальной плоскости. Разумеется, одновременно с обычными парашютами — считается, что приземлиться на вингсьюте нельзя. |
Советский парашют УТ-15, до начала 80-х считавшийся лучшим спортивным парашютом в мире, имел форму хоккейного шлема, да ещё со втянутой вершиной и состоящего главным образом из отверстий.
***
В 70-е годы появились парашюты принципиально нового класса: планирующие оболочки, так называемые «крылья». Принцип действия «крыла» отличается от принципа зонтика: за счёт разности площадей верхней и нижней оболочек поток обтекает парашют с разной скоростью сверху и снизу, из-за чего возникает подъёмная сила; пока парашют движется вперёд — он сам себя держит на весу (так же работает и крыло самолёта).
***
Это изобретение открыло небывалые возможности для развития парашютного спорта. Если до «крыльев» парашютный спорт сводился в основном к классическим прыжкам, то теперь расцвело множество различных направлений: и купольная акробатика (построение фигур на раскрытых парашютах), и скайсёрф (прыжки с доской), и свуп (пилотирование скоростных куполов), и фристайл с фрифлаем, и множество других разновидностей. Некоторые виды парашютного спорта, особенно те, где соревновательный элемент базируется на работе под куполом, требуют отдельных специфических моделей парашютов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий