среда, 6 июня 2012 г.

Последние статьи на сайте "Мира фантастики и фэнтези" [expanded by feedex.net]: Репортаж: На съёмочной площадке «Фантома»

Последние статьи на сайте "Мира фантастики и фэнтези" [expanded by feedex.net]
Последние статьи на сайте "Мира фантастики и фэнтези"
Репортаж: На съёмочной площадке «Фантома»
Jun 5th 2012, 17:51

Видеодром: Репортаж: На съёмочной площадке «Фантома»
Кратко о статье: Рассказ о дне, проведённом на съёмочной площадке долгожданного проекта о невероятных приключениях американцев в Москве, разрушенной инопланетянами. Как ни странно, среди журналистов, побывших на съёмках голливудского фильма в России, был только один русский журналист — наш.

РЕПОРТАЖ СО СЪЁМОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ ФИЛЬМА «ФАНТОМ»

Если завтра с неба спустятся инопланетяне в блестящих звездолётах и скажут по громкой связи классическое «мы пришли с миром», человечество наверняка обидится. Дескать, как же так? Мы, понимаешь, морально готовились, фильмы про космические вторжения снимали, а они — «с миром». Агрессивный чужой куда интереснее добродушного, особенно с точки зрения режиссёра, который делает кино про очередную угрозу из далёкой галактики. А может, из нашей — поди разбери.

К счастью для консервативно настроенных зрителей, инопланетяне в фильме Криса Горака «Фантом» будут весьма опасными. По отношению к людям они не испытывают ничего, кроме желания распылять органические формы жизни на атомы. Зато их вторжение на наш многострадальный голубой шарик начнётся с весьма нетипичного места — России. Вернее, достанется всем странам, но сценаристы сделали акцент на экзотических для западной аудитории декорациях и отправили героев «Фантома» в Москву. Более того, выступающая в роли локального дистрибьютора компания «Двадцатый Век Фокс СНГ» пригласила в столицу интернациональную группу журналистов для рассказа о готовящемся фильме. Экскурсии на съёмочные площадки — частое явление в сфере коммерческого кино, но кто предполагал, что не отличающийся заоблачным бюджетом «Фантом» удостоится такого внимания. Забавно, что среди представителей прессы автор «Мира фантастики» был единственным русским, да ещё и коренным жителем города, где разворачиваются события фильма. Было любопытно узнать, как отразят столицу в американском фильме, а заодно посмотреть реакцию иностранных коллег на российскую действительность.

Тимур Бекмамбетов рассказывает иностранцам, почему московского мэра называют Властелином Колец.

ЗЛАТОГЛАВАЯ И ДЫМНАЯ

С производственной точки зрения этот фильм уникален. После распада СССР американские съёмочные группы иногда прилетали в Россию, чтобы отснять сцену для очередного проекта, но максимум дней на пять-шесть. «Фантом» же целиком и полностью был запечатлён на камеру в Москве. Работавший над фильмом коллектив состоял на 70% из отечественных специалистов, ведь съёмки осуществлялись при поддержке кинокомпании «Базелевс Продакшн» Тимура Бекмамбетова. Страшно представить, через какой ад прошли бы американские коллеги, возьмись они за этот проект без чьего-либо содействия. И так им пришлось несладко. Быть может, виновата какая-то геопатогенная аномалия, но в России, как мы знаем, нормальное кино делать чрезвычайно трудно. Стоит взяться за нечто затейливее сериала о бандитских разборках, как весь мир оборачивается против вас. Жители столицы надолго запомнят лето 2010 года. Тогда из-за пожаров на торфяниках город накрыло дымом так, что мы едва ли не вслепую ходили по улицам и вспоминали шутливый афоризм «в лесу было накурено». По этой же причине съёмки «Фантома» заморозили на три недели. Познав всю глубину грибоедовской фразы «и дым отечества нам сладок и приятен», американцы улетели на родной континент. Не было ясно, сумеют ли они вернуться и продолжить работу или картину придётся доделывать в заокеанских павильонах. К счастью, обошлось.

Сперва дым от торфяников хотели использовать в качестве элемента антуража, но быстро выяснили, что в 3D он выглядит плоско и впечатления не производит.

На тридцать четвёртом этаже отеля «Рэдиссон Ройал» (бывшая гостиница «Украина») продюсер Том Джейкобсон («Могучий Джо Янг», «Миссия на Марс») заверил нас, что режиссёр «Фантома» уделил особое внимание поиску натуры и добился выигрышных кадров. Тимур Бекмамбетов добавил, что Горак сумел показать известные московские достопримечательности с неожиданных ракурсов. Дескать, он увидел их не такими, какими их обычно видят русские режиссёры. Для «Фантома» всё это было особенно важно, поскольку фильм изначально снимался в 3D, а не конвертировался на постпроизводственной стадии. Создатели использовали громоздкую камеру массой под сто килограммов — по тротуарам с такой не попрыгаешь. При съёмке в 3D пришлось учитывать массу нюансов. Формат не предполагает рваного монтажа, поскольку глаза зрителей не адаптируются к быстро меняющейся картинке и дружно лезут из орбит, а мозги, образно говоря, вскипают. Планы должны быть как можно длиннее, значит, каждый дубль необходимо готовить вдвое тщательнее. Требуется убрать из кадра нарушающие композицию объекты, особым образом разместить актёров и планировать каждое их движение. Ещё желательно вручить специально обученному сотруднику чугунную кочергу, чтобы отгонял непрошеных гостей, которые могут испортить всю сцену. Джеймс Кэмерон мог не беспокоиться о попадании в кадр посторонних, ведь «Аватар» снимали по большей части в помещениях. Авторам «Фантома» в этом отношении пришлось несколько сложнее. К тому же Москва — далеко не самое удобное место для создания масштабного кино.

Съёмочный период «Фантома» длился два месяца. Если бы не использовали сложную аппаратуру для 3D-изображения, сэкономили бы примерно десять дней.

Бекмамбетов заверил, что особенных трудностей у съёмочной группы не возникло. Мол, даже при работе на Красной площади достаточно было заплатить взнос — якобы даже не в чей-то карман, а в муниципальный бюджет. Но Тимур Нуруахитович наверняка приукрасил действительность. Всё-таки Москва - город «занятой» и постоянно находится в движении, поэтому взять и перегородить улицу на сутки здесь не получится: ладно, если участкового позовут, а могут ведь и на танке приехать. Режиссёр и продюсеры были вынуждены следовать ряду жёстких правил. Например, один из эпизодов фильма проходит в Российской государственной библиотеке, но внутрь съёмочную группу не пустили. Снимать разрешили только снаружи, причём лишь в последнее воскресенье каждого месяца, когда библиотека закрыта. То есть нужно было за сутки отстроить декорацию, сделать полсотни дублей, а затем всё разобрать.

Во время экскурсионной поездки удалось расспросить зарубежных кинематографистов о впечатлениях от работы с отечественными коллегами. Стоило посетовать, что большинство деятелей нашего кино до сих пор не адаптировалось к смене политического режима и мечтают о государственной поддержке, как Джейкобсон мрачно кивнул. По его словам, благодаря Тимуру Бекмамбетову они работали с наиболее квалифицированными сотрудниками «Базелевса», однако среди приглашённых специалистов порой встречались странные (за неимением более подходящего определения) личности. Один мог, например, выйти на площадку, постоять с отсутствующим взором, а потом глубокомысленно изречь: «Не, мастерить тут штаб сопротивления долго, трудно и вообще это не ко мне», а затем скрыться в неизвестном направлении. Наверняка Джейкобсон не раз чувствовал себя персонажем из анекдота, в котором целая бригада рабочих не может вбить один несчастный гвоздь. Что поделать, далеко не у всех российских «киношников» в подсознании установилась причинно-следственная связь между понятиями «кропотливый труд» и «коммерческий успех». Словно подтверждая идиому о том, что умом Россию не понять, наш автобус встал в знатную пробку из-за того, что автомобилисты бросали транспорт прямо на Третьем кольце и уходили гулять в Лужники. У иностранных журналистов от этого зрелища глаза были по пять копеек.

С грехом пополам добрались до конечной цели путешествия — Президиума Российской академии наук. В ресторане на последнем этаже прошла финальная серия интервью. Сперва на растерзание журналистам привели отметившегося в амплуа гонщика Спиди Эмиля Хирша, Оливию Тирлби и Макса Мингеллу («Социальная сеть»). После ряда предсказуемых вопросов о том, каково им работалось на чужбине, американских лицедеев сменили русские — не нуждающийся в представлении Гоша Куценко, Артур Смольянинов («Книга мастеров») и Пётр Фёдоров («ПираМММида»). Трудно было не отметить разницу в поведении собеседников. Зарубежные актёры вели себя очень приветливо, Эмиль так вообще не сел на своё место, пока не поздоровался за руку со всеми гостями. Даже если делал он это не по доброте душевной, а из корыстных побуждений, всё равно такая доброжелательность дорогого стоила. Наши же звёзды толком не представились, отвечали сквозь зубы, то и дело употребляли бранные слова, благо, из журналистов их понимал только один человек. Смольянинов пожаловался, что Москва отображена в фильме лишь кусками — склейкой из наиболее известных достопримечательностей. Сложилось впечатление, что съёмки так его достали, что он готов послать их вместе со всеми продюсерами лесом, а ещё лучше — космосом. С одной стороны, актёра можно понять: скакать перед камерой холодной ночью в тельняшке — занятие не из приятных. Но, к примеру, его зарубежная коллега несколькими дня- ми раньше бегала семь дублей босиком по мокрому асфальту и ничего — продолжала улыбаться...

Когда солнце скрылось за горизонтом, наша делегация спустилась вниз, чтобы понаблюдать за съёмками одной из сцен фильма. Площадка была организована прямо во внутреннем дворе Академии. Над колоннами был закреплён исполинский газовый шар, который равномерно освещал всю рабочую зону. При создании 3D-изображения это приспособление куда эффективнее дюжины софитов. Американские лицедеи должны были убегать от воображаемого инопланетянина. В определённый момент им навстречу выходили русские солдаты во главе с персонажем Куценко на лошади. Бойцы стреляли в невидимое чудовище из гранатомёта, а затем отпугивали огнём. В палатке неподалёку готовые кадры можно было сразу посмотреть в 3D. В перерыве между дублями к нам подошёл Эмиль Хирш со словами «решил убедиться, что вам тут не скучно». Журналисты заботу оценили и снова засыпали актёра вопросами. Парень был в костюме своего персонажа, на его груди висела лампа накаливания, свет которой должен сигнализировать о приближении чужака. Эмиль узнал, какое место занимает лампочка Ильича в русской культуре и был предупреждён, что после премьеры этот, с позволения сказать, аксессуар может стать трендовым. А что? Когда-то блёстки на сумках тоже казались моветоном.

ТИМУР БЕКМАМБЕТОВ: До начала съёмок мы толком не представляли, как использование 3D-технологий отразится на концепции «Фантома». Чувствовали себя архитекторами XV века, которые пытаются осмыслить изложенные Альберти принципы линейной перспективы. Когда режиссёр представляет зрителям фильм, он как бы приглашает в свой мир. Публика вынуждена напрягать воображение, чтобы за тенями на экране увидеть виртуальный мир и поверить в него. В случае же с 3D ничего представлять не нужно — вы сразу же попадаете внутрь придуманной вселенной. То есть в какой-то степени 3D всё-таки притупляет воображение.

ТОМ ДЖЕЙКОБСОН: Мы старались не злоупотреблять шаблонными визуальными эффектами вроде швыряния 3D-объектов в камеру и много внимания уделили нагнетанию атмосферы. Как-никак «Фантом» относится к триллерам, и инопланетяне не будут поминутно выскакивать на зрителей. Вообще эти существа — своего рода метафора. Когда наши герои приезжают в Москву, они здесь как чужие. Русские, в свою очередь, чужды им. Когда же появляются настоящие чужие, люди разных национальностей вынуждены объединиться, чтобы выжить.

***

Съёмочную площадку мы покинули уже в двенадцатом часу ночи. Мы сумели убедиться, что это кино с непростой судьбой. Съёмки в одном из самых дорогих городов мира, заминки на производственной стадии и коллективная работа нескольких студий с разными идеологиями явно не облегчили существование тем, кто воплощал в жизнь сценарий фильма. Тем не менее, это ещё один важный этап в истории российского кинематографа. Быть может, опыт западных коллег окажет терапевтическое воздействие на отечественных деятелей искусства. К вершине мастерства, как известно, добраться можно только через тернии.

Репортаж: На съёмочной площадке «Фантома»

You are receiving this email because you subscribed to this feed at blogtrottr.com.

If you no longer wish to receive these emails, you can unsubscribe from this feed, or manage all your subscriptions

Комментариев нет:

Отправить комментарий